Если ребенок часто жалуется и «ябедничает», это не всегда признак плохого поведения. Скорее всего так он пытается привлечь внимание или справиться со своими переживаниями. О том, как правильно реагировать в таких ситуациях, рассказала врач-психотерапевт и преподаватель психологии института «Маяк» Аглая Датешидзе.
За частыми жалобами обычно стоят понятные причины. Ребенку может не хватать внимания взрослых, поддержки и чувства значимости. Иногда он просто не до конца понимает правила или не умеет самостоятельно решать конфликты. Чувствуя несправедливость, он пытается восстановить баланс доступным ему способом — через обращение к взрослому.
«Первое и главное правило для родителя — отказаться от ярлыков и упреков. Слова «ябеда» или «не ябедничай» лишь заставляют ребенка чувствовать стыд, но не учат его ничему новому. Вместо этого попробуйте расшифровать его послание: что он на самом деле хочет сказать — ему страшно, одиноко, он нуждается в вашей защите или в признании?», — поделилась Аглая Датешидзе.
Следующий шаг это спокойно и последовательно объяснять ребенку разницу между ситуациями. Важно дать понять, что в одних случаях действительно нужно обращаться к взрослым например при угрозе здоровью или безопасности. А обычные бытовые конфликты можно попробовать решить самому.
Проговаривайте вместе с ребенком, как словами выразить недовольство, как договориться с братом, сестрой или сверстниками. Обязательно отмечайте и хвалите попытки решить ситуацию мирно, даже если они пока что неидеальны.
«Ваша роль — быть не карающим судьей, а мудрым наставником, который помогает разобраться в чувствах и найти выход. Постепенно, чувствуя вашу поддержку и осваивая новые навыки общения, ребенок научится самостоятельно справляться с трудностями, и потребность в постоянном «ябедничестве» сойдет на нет», — подчеркивает эксперт.
Ранее мы писали о том, что северянам рассказали, что формирует базовое доверие к миру у ребенка в первый год жизни.