Российские банки вводят дополнительные проверки при переводе крупных сумм денег. Операцию могут ненадолго остановить, после чего клиенту звонит сотрудник банка и задает уточняющие вопросы. В частности, его могут попросить назвать данные получателя, степень родства с ним и цель перевода. Новая практика вызвала активное обсуждение и вопросы о допустимости такого вмешательства в личную жизнь.
Как сообщает 360.ru, эксперты отмечают, что у банков есть законные основания для подобных действий. Юрист и основатель консультационно-представительского центра «Верус» Денис Хмелевской пояснил, что финансовые организации вправе запрашивать информацию, связанную с платежами, в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма. Такие меры не нарушают конституционное право на неприкосновенность частной жизни, поскольку направлены на обеспечение безопасности.
При этом специалисты обращают внимание на возможные минусы нововведения. Кандидат экономических наук Владимир Григорьев считает, что подобные проверки могут вызывать раздражение у клиентов и ощущение излишнего контроля. Он также отметил, что пока неясно, какие суммы будут считаться «крупными», и как банки станут проверять информацию, полученную со слов клиента.
Эксперты предупреждают о риске появления новых мошеннических схем. По мнению Григорьева, злоумышленники могут начать представляться сотрудниками банков и под предлогом проверки переводов выманивать у людей личные данные.
«Но в такой ситуации человек может раздраженно реагировать, поскольку ему тормозят перевод близким людям, который мог понадобиться в срочном порядке», — подчеркнул Владимир Григорьев.
Эксперты отмечают, что новые меры основаны на законе, однако на практике их нужно четко регламентировать, чтобы они не создавали лишних сложностей для обычных клиентов.
Ранее мы писали, что жительница Мурманска перевела мошенникам более 5 миллионов рублей.