После часового общения встреча продолжилась на открытом воздухе - члены Общественного совета посетили некоторые объекты береговой инфраструктуры: береговой пост загрузки отработавшего ядерного топлива (БПЗ), плавучий док, модернизированную котельную и новую столовую для работников предприятия.
Своими впечатлениями о встрече поделился руководитель общественной организации «Беллона-Мурманск», длительное время проработавший на атомных ледоколах и судах атомно-технологического обслуживания (АТО), Андрей Золотков.
«Атомфлот» в очередной раз продемонстрировал своё доброжелательное отношение к «общественникам». Мурманский Общественный совет не первый раз посещает территорию «Атомфлота»: нам уже, казалось бы, показали всё, что можно было увидеть в «чистых» производственных зонах, то есть там, где не требуются переодевание в специальную одежду и применение средств индивидуальной защиты.
Вот и сегодня мы посмотрели новый готовый объект береговой пост загрузки ОЯТ, который построен в рамках реализации ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России на 20082015 гг.». БПЗ в скором времени должен заменить плавтехбазу «Лотта», на которой до сих пор ведутся активные работы по перегрузке ОЯТ. Перенос этих операций с объекта, находящегося на плаву, на берег это, без сомнения, повышение безопасности ядерноопасных работ. Когда видишь толщину бетонных стен БПЗ, рассчитанных на падение летательного аппарата, то даже непосвящённому становится ясно предприняты основательные меры безопасности. Модернизирована в соответствии с современными требованиями безопасности и линия по обращению с горючими твёрдыми радиоактивными отходами (РАО).
Неожиданно в самом конце 2013 года «Росатом» принял решение о восстановлении атомного лихтеровоза «Севморпуть» единственного в мире судна такого класса, которое может одновременно взять на борт 74 лихтера грузоподъёмностью 300 тонн или 1328 двадцатифутовых контейнеров. За свою предыдущую деятельность он перевёз более 1,5 млн тонн грузов. В начале этого века экономическая обстановка серьёзно поменялась: грузопоток стал меньше, а заказчикам стало невыгодно его фрахтовать. «Севморпуть» долго стоял у стенки причала, «прожигая» по 50 млн рублей в год на своё содержание. Отработавшее ядерное топливо уже давно выгружено из реактора.
Уникальное судно вновь оказалось нужным Родине. Теперь в его задачи войдёт не только традиционное обеспечение северного завоза, но и участие в освоении арктического шельфа и разработке Павловского месторождения свинцовоцинковых руд на Новой Земле. После прошлогоднего визита военных кораблей в Арктику, определённо, в задачи лихтеровоза добавится и обеспечение развёртывания и присутствия военных группировок в морях Северного Ледовитого океана, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов Крайнего Севера».
- Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт на класс Регистра, работы по продлению ресурса ядерной энергетической установки, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ около полутора лет. То есть судно, по планам, снова может начать работать в 2016 году. Стоимость восстановительных работ около 1 млрд рублей, и их предоставит «Росатом». По нашему мнению, эти деньги окупятся достаточно быстро, - пояснил первый заместитель гендиректора «Росатомфлота» Мустафа Кашка.
В отстое, можно сказать, в запасе, находится атомоход «Советский Союз», но планы по его восстановлению в рабочее состояние пока не обрели конкретных сроков.
Руководители «Атомфлота» надеются на новый универсальный атомный ледокол проекта 22220, строительство которого началось в Петербурге. Но уже сейчас есть предпосылки, что в указанные сроки его могут и не построить на сегодняшний день задержка уже составила пару месяцев. А конкурс по выбору исполнителя заказа на строительство второго и третьего ледоколов в очередной раз перенесён, теперь уже на март. Говорят, что главными причинами стали споры вокруг того, какие именно агрегаты и какие именно фирмы должны участвовать в проекте. В «Атомфлоте», например, считают, что на все три ледокола должно быть установлено одинаковое оборудование от одних поставщиков.