Первый год жизни ребенка — это время, когда закладывается фундамент его будущего отношения к людям и миру в целом. Именно в этот период у ребенка формируется ощущение безопасности или, наоборот, накапливается тревожность о том, что он может не получить помощи. Речь тут не о воспитании в привычном смысле, а о базовом опыте, который ребенок проживает телом и эмоциями.
Психолог Родион Чепалов объясняет, что в своей работе опирается на классическую концепцию Эрика Эриксона о базовом доверии к миру. По его словам, младенец еще не оценивает людей как «хороших» или «плохих», а сталкивается с более простым и фундаментальным переживанием. Оно основано на том, откликается ли мир на его сигналы или нет.
Базовое доверие возникает далеко не из идеальных условий, в которых находится младенец, а из повторяющегося опыта предсказуемости. То есть это примерно так: когда мне плохо, кто-то приходит ко мне и проявляет внимание; когда мне страшно — меня держат на руках и мне становится спокойно; когда я зову родителей, то меня слышат и приходят ко мне.
Безусловно, роль родителей в этот период часто понимается неверно. Вместо того чтобы быть устойчивой и надежной средой, взрослые стараются постоянно стимулировать ребенка. Будь то игрушки, гаджеты или разные активности. В практике психолога нередко встречаются тревожные родители, которые путают отзывчивость с необходимостью все время «занимать» младенца.
С точки зрения психики младенца гораздо важнее не количество впечатлений, а качество контакта. Когда взрослый спокойно выдерживает плач ребенка, и адекватно реагирует на собственные чувства, то тогда у ребенка формируется ощущение, что мир устойчив и не рушится от его эмоций.
Чепалов обращает внимание и на опыт традиционных культур. В ряде обществ младенец почти постоянно находится буквально на руках у взрослого: его носят, с ним живут повседневной жизнью, разговаривают и вместе с ним работают.
Там меньше «развивающих практик», но больше телесной непрерывности. Это влияет на развитие так называемого «базового ощущения безопасности», которое позже становится основой для автономии.
Психолог не разделяет распространенных установок о «закалке» и ранней самостоятельности. В первый год жизни невозможно избаловать близостью, зато можно сформировать ощущение непредсказуемого и равнодушного мира, если регулярно игнорировать сигналы ребенка.
Бывает, что взрослый устал или сорвался, но затем восстанавливает связь, и тогда ребенок получает ключевой опыт о том, что мир может давать сбои, это бывает, но затем все можно восстановить, исправить.
Ранее «МК в Мурманске» писал о том, что больше всего влияет на расход электроэнергии.