«Синдром отличника» может негативно влиять на социальную жизнь ребенка

«Синдром отличника» может негативно влиять на социальную жизнь ребенка
Помимо стресса и тревоги, «синдром отличника» может негативно влиять и на социальную жизнь ребенка. фото: архив мк в Мурманске.

Многие родители мечтают о ребенке, который хорошо учится и получает высокие оценки. Однако, когда стремление к идеалу перерастает в навязчивую идею, это может стать причиной серьезного стресса и тревоги. Как помочь ребенку меньше зависеть от оценок и похвалы и вернуть радость от обучения? Своим опытом делится Тамара Грицкова, учитель начальных классов с высшей квалификационной категорией, специально для «МК в Мурманске».

«Со стороны кажется, что нет ничего прекраснее, чем ребенок, который стремится к идеалу в учебе. Однако за этим стремлением часто скрывается огромное внутреннее напряжение и страх», – отмечает Тамара Грицкова.

Ошибка – не катастрофа, а шанс вырасти

Дети, подверженные «синдрому отличника», часто воспринимают любую ошибку как личную трагедию, а не как естественную часть процесса обучения. Они могут тратить чрезмерное количество времени на выполнение заданий, стремясь к идеальному результату, или расстраиваться из-за малейших отклонений от «пятерки».

«Главная опасность здесь заключается в том, что фокус смещается с получения знаний и радости открытий на формальный результат — оценку», – поясняет педагог. «Школьник начинает учиться не из любопытства, а из страха не соответствовать ожиданиям, и его самооценка становится напрямую зависимой от успеваемости. Это очень шаткий фундамент для формирования личности».

Последствия перфекционизма: не только учеба страдает

Помимо стресса и тревоги, «синдром отличника» может негативно влиять и на социальную жизнь ребенка. Перфекционизм и страх ошибки могут мешать выстраивать теплые и непринужденные отношения с одноклассниками, ведь игра и совместная работа часто требуют спонтанности и права на неидеальность.

Как помочь ребенку: советы родителям и учителям

Тамара Грицкова акцентирует внимание на том, что помочь ребенку преодолеть зависимость от оценок можно только совместными усилиями взрослых: родителей и учителей.

  • Сместите акцент на интерес к знаниям. Вместо вопроса «Какая оценка?», задавайте ребенку вопросы «Что тебя сегодня удивило?» или «Какая задача показалась самой интересной?».
  • Дайте право на ошибку. Важно донести до ребенка, что ошибки – это естественная часть обучения, что именно благодаря им мы становимся сильнее и умнее.
  • Хвалите за усилия, а не за результат. Старайтесь отмечать упорство, аккуратность, нестандартное мышление, а не только отличные оценки.
  • Найдите хобби «для души». Поощряйте занятия, где нет оценок и можно творить просто ради удовольствия и самовыражения.
  • Безусловная любовь и принятие. Самое главное – демонстрируйте ребенку, что ваша любовь и его ценность не зависят от школьных отметок.

«Наша общая задача — помочь ему учиться с интересом и спокойствием, а не со страхом и тревогой», – подчеркивает Тамара Грицкова.

Помогая ребенку полюбить сам процесс обучения, а не только результат, мы закладываем прочный фундамент для его будущего успеха и уверенности в себе. Мы учим его воспринимать учебу как увлекательное путешествие, наполненное открытиями и возможностями для роста, а не как источник стресса и страха.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру