Часто работа становится не просто местом, где люди трудятся на благо компании и заработка денег, но и местом сплетен. При этом не всем удается не стать фигурантом очередной «горячей» истории, которую обсуждает весь офис.
Сегодня «МК в Мурманске» совместно с бизнес-тренером, собственником и руководителем тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия» Ильей Глазырином расскажет о том, как не стать участником сплетен и сохранить репутацию.
По словам эксперта, офисные сплетни и интриги — такой же атрибут рабочей среды, как кофе-брейк или совещания. Они закрывают потребность в социальных связях, а также спасают от скуки и нехватки информации. Когда работа превращается в рутину, а в компании ничего не происходит, люди сами создают себе инфоповоды. А еще сплетни — способ почувствовать свою значимость. Сплетник полагает, что все его считают этаким «чемпионом по информации», к которому все прислушиваются.
«Сплетни также становятся способом выплеснуть негатив и справиться со стрессом, особенно во время перемен. Например, когда руководство внедряет что-то новое, рождаются слухи, которые всё объясняют: «Он это затеял из личной выгоды, а мы, простые сотрудники, страдаем». Так люди делят всех на «плохих» и «хороших», чтобы им было проще пережить изменения», — поясняет Илья Глазырин.
Иногда сплетни работают как инструмент социального контроля. Это своего рода предупреждение для тех, кто может навредить коллективу: «Подумай дважды, прежде чем что-то сделать, иначе о тебе поползут такие слухи, что мало не покажется».
Также это может быть циничная борьба за ресурсы. С помощью удачно запущенного слуха можно столкнуть лбами двух коллег, которые борются за одну должность. Пока они выясняют отношения, сплетник остается в стороне и в итоге получает желаемое.
Реально ли оставаться вне сплетен, дистанцироваться от такого поведения коллег?
Оставаться в стороне от сплетен вполне реально, но требует усилий, особенно от тех, кто любит посплетничать.
Эксперт рекомендует: «Установите «информационную диету»: будьте сдержанны в личных откровениях и не позволяйте нарушать свои границы. Если вас настойчиво расспрашивают о чем-то личном, можно мягко, но твердо ответить: «Прости, я не готов это обсуждать с коллегами». Важно также не давать поводов для домыслов своим поведением.
Если сталкиваетесь со сплетнями напрямую, можно попробовать несколько действенных тактик. Например, проявить «ноль участия»: не давать оценок, а ограничиться нейтральным «понятно» или «ясно». Более эффективный способ — резко сменить тему и переключить внимание на работу: «Кстати, как у тебя дела с отчетом?» Или просто сказать: «Спасибо, мне это неинтересно» и прекратить разговор. Так вы ясно покажете, что на вас этот инструмент не действует».
Самое важное во всем этом — последовательность. Ваша позиция неучастия должна быть постоянной.
Что делать, если сплетни стали причиной увольнения?
Постарайтесь найти доказательства тому, что вы стали жертвой сплетен. Возможно, есть переписки в мессенджерах или по почте — сделайте скриншоты.
Не ограничивайтесь устными разговорами: направляйте письменные запросы руководителю или в HR с объяснениями, что увольнение несправедливо. Это создаст официальный след, который сложно игнорировать. Если начальник не реагирует, обращайтесь к вышестоящему руководству.
Когда внутренние ресурсы исчерпаны, не бойтесь обращаться к юристу по трудовому праву. Он поможет грамотно выстроить защиту, добиться признания увольнения незаконным и взыскать компенсацию. Параллельно позаботьтесь о себе: соберите рекомендации от адекватных коллег и дайте себе время восстановиться от стресса, прежде чем искать новую работу.
Илья Глазырин отмечает: «В здоровой компании до такого не доходит. Хороший руководитель сам не участвует в сплетнях, обеспечивает прозрачность информации, чтобы не было почвы для слухов, и жестко пресекает любые попытки травли. Он создаёт правила, по которым обсуждать коллегу за спиной просто неприлично».
Ранее «МК в Мурманске» писал о том, что попытка мгновенно влиться в новый коллектив может сыграть злую шутку.