Каждый ребенок развивается по-разному. Кто-то очень быстро встает на ноги и начинает расспрашивать родителей об окружающем мире, а кто-то может молчать и в два года. Конечно, более позднее развитие ребенка не может не пугать родителей.
Сегодня «МК в Мурманске» совместно с психологом, экспертом-практиком, исследователем, автором собственных методик по работе с психологическими травмами Никой Болзан расскажет о том, что делать, если ваш ребенок все еще не начал разговаривать.
Родители часто переживают, если их малыш еще не начал говорить предложениями к двум годам. Но важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут сильно варьироваться. К 2 годам ребенок может использовать от 20 до 50 слов, а к 3 годам — строить первые простые фразы. Если к этому возрасту прогресс не наблюдается, это может стать поводом для консультации со специалистом. Главное — сохранять спокойствие и не нагнетать тревогу, чтобы не вызвать у ребенка дополнительный стресс.
Исследования, которые проводили в 2019 году, показали, что задержку речевого развития у ребенка могут вызывать такие факторы, как преждевременные роды, низкий вес при рождении и генетическая предрасположенность. В некоторых случаях причиной могут быть слабый слух, нарушение артикуляции или незрелость нервной системы. Однако не менее важным фактором, влияющим на развитие речи, являются психологические аспекты.
Ника Болзан поясняет: «Согласно исследованиям, проведенным в 2024 году, дефицит общения в семье и травмирующие ситуации, такие как насилие или эмоциональное пренебрежение, затрудняют желание и способность ребенка к коммуникации. Психологические травмы могут проявляться не только в поведении, но и в речи — иногда дети молчат не потому, что не могут говорить, а потому что их внутренний мир полон переживаний, с которыми они не знают, как справиться».
Речь — это важный канал для выражения эмоций и чувств. И если ребенок не может объяснить свое состояние словами, это может быть связано с тем, что его внутренний мир еще не имеет безопасной опоры для этого. В таких случаях важно создать атмосферу принятия и доверия. Речь развивается там, где ребенка воспринимают таким, какой он есть, и не торопят.
Для того чтобы ребенок заговорил, важно не пускать ситуацию на самотек. Старайтесь больше читать книги, петь и играть в игры, в которых есть элемент общения. Будьте готовы к тому, что сначала ребенок будет молчать. Однако, несмотря на это, необходимо продолжать взаимодействие, не воспринимая молчание как барьер.
Психолог также добавляет: «Показывайте ему, что он важен, что его чувства и переживания имеют значение. В таких условиях дети начинают чувствовать, что они могут и хотят говорить. Задача родителей — не требовать от ребенка, а помогать ему развиваться в своем ритме. Хорошо работают занятия на развитие мелкой моторики — лепка, рисование, сортировка мелких предметов, ведь моторика тесно связана с речью. Если в процессе общения появляется тревога или раздражение, ребенок чувствует это, и это может еще больше затруднить процесс. Поэтому важно, чтобы родители сохраняли спокойствие, терпение и искренний интерес к каждому шагу ребенка».
Если задержка речи вызывает опасения, важно обратиться к специалистам: логопеду, неврологу или психологу. Они помогут понять, в чем именно заключается проблема, и предложат план работы. Однако важно помнить, что сам процесс исправления ситуации не должен быть наполнен жестким контролем или давлением.
Эксперт поясняет: «Создавайте атмосферу, в которой ребенок может делать свои первые шаги в общении без страха перед ошибками. Вместо того чтобы указывать, что нужно делать, лучше спросите: «Как ты думаешь, что нам нужно сейчас сделать, чтобы щенок был счастлив?» Такой подход развивает не только речь, но и эмпатию, чувство ответственности и способность понимать эмоции других».
Родителям важно осознавать, что развитие речи — это полноценный процесс, в котором важно сохранять высокий уровень психологического благополучия ребенка. Способность выражать свои мысли и чувства словами зависит не только от физиологических причин, но и от уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Речь развивается в атмосфере безопасности и поддерживающего общения. С таким подходом ребенок не только научится говорить, но и будет уверен в себе и в том, что его всегда понимают.
Ранее «МК в Мурманске» писал о том, что паста с фтором может привести к флюорозу у юных северян.