Почему мурманский аэропорт получил имя Николая Романова

03.12.2018 в 16:30, просмотров: 1625

В мурманском шорт-листе проекта "Великие имена России" оказалось три человека: Николай II, Иван Папанин и Борис Сафонов. Честно говоря, я полагал, что безусловным лидером станет летчик-истребитель: дважды Герой Советского Союза, мастер воздушного боя, защищавший небо над Мурманском и героически погибший при прикрытии конвоя PQ-16. Казалось, и кандидатура императора, и кандидатура полярника слишком спорные, чтобы за них отдавали голоса. Было понятно, что за царя голосовать будут немногие, слишком уж въелись в народное сознание штампы советской школы. И любые попытки назвать в честь Николая II одну из улиц или собрать деньги на памятник основателю города всегда поднимались на смех в мурманских СМИ.

А Папанин, несмотря на романтическое прошлое полярника, всегда казался несколько смешон, возможно, не без влияния воспоминаний Кренкеля и баек Михаила Веллера. Впрочем, «смешон» - не самое подходящее слово, если вспомнить, что в 1920 году Иван Папанин был комендантом Крымской ЧК и собственноручно приводил в исполнение приговоры «контре» - офицерам и солдатам Белой армии, поверившим объявленной Михаилом Фрунзе амнистии. Так же он очищал слишком несоветский Крым от сомнительных элементов – священников, отставных военных, профессоров и прочих «бывших». Человек, искренне называвший своим ангелом-хранителем Розалию Землячку, вряд ли достоин увековечивания. Вдобавок, улица его имени и так есть в Мурманске. Как и улицы, названные в честь других убийц - Халтурина, Перовской, Ленина, Дзержинского…

Поэтому Борис Феоктистович Сафонов с его героической и незапятнанной биографией – идеальная и идеологически нейтральная фигура, тем более, с нашим-то культом Победы. Соответственно вопросов, кто победит, у меня не возникало.

Почему мурманский аэропорт получил имя Николая Романова

 

Факт, что в лидеры к середине ноября вырвался Николай II, меня приятно удивил. Знакомые из других городов начали спрашивать: «Вас, мурманчан, Поклонская покусала, что ли?». Замечу, что никаких призывов голосовать за царя я до этого нигде не встречал. Зато с середины ноября я начал натыкаться в соцсетях и СМИ, связанных с КПРФ, советофилами и даже навальнистами, яростные призывы срочно спасать ситуацию и голосовать за Папанина.

«Царь не пройдет! Тоже мне, нашли лётчика! Какое отношение Николашка имеет к авиации? Ну и что, что основатель – он и в Мурманске-то не был!», - писали недовольные.

Ну, начнем с того, что, во-первых, царь действительно основатель Мурманска. Во-вторых, при нём авиация развивалась семимильными шагами – русские летчики ставили рекорды воздушного пилотажа, Сикорский построил «Русского витязя» и «Илью Муромца», положив начало пассажирской и тяжёлой бомбардировочной авиации. При Николае II появились первый в мире авианосец «Орлица» и морская авиация. В-третьих, именно построенная при царе в кратчайшие сроки железная дорога позволила позже, в Великую Отечественную войну, обеспечить снабжение Советского Союза грузами по ленд-лизу.

Но заклинания, озвученные на всю страну, похоже, подействовали: уже 21 ноября Папанин внезапно вырвался в лидеры, обогнав последнего Романова на 6 тысяч голосов. Ладно бы Сафонов, но Папанин?

Именно эта большевицкая истерика, часто основанная на банальном незнании истории, и вынудила меня проголосовать за Николая II. И, похоже, она же привела к появлению воззвания Натальи Поклонской (22 ноября) и статей правого публициста Егора Холмогорова (27, 28 и 29 ноября) с аналогичными призывами.

С этого момента голосовать за последнего царя стали не только мурманчане. Коммунисты, похоже, зря попытались вывести мурманский вопрос на общероссийское обсуждение. Не помогла даже откровенно неграмотная статья главного редактора «Радио России» Андрея Медведева, опубликовавшего под заголовком «Николай Кровавый» все советские мифы о царе. В итоге к концу месяца последний император России вновь оказался в лидерах.

Конечно, не стань мурманский аэропорт поводом для интернет-дискуссий советофилов и советофобов, то выиграл бы Борис Сафонов, за которого наверняка высказались большинство проголосовавших мурманчан. Но поскольку голосовала вся Россия, то выбор встал между Николаем II и комиссаром-полярником Папаниным.  В итоге император победил с 68 тысячами голосов, полярнику досталось 59 000, а лётчик – ас набрал 12,500 голосов.

То, что ситуация с имянаречением аэропортов вызовет такую полемику – было понятно, как понятно и то, что власти ищут дополнительные каналы для спуска пара. Пусть народ лучше рубится из-за кандидатур в шорт-листе, чем задает неудобные вопросы чиновникам. Тактика безусловно сработала, правда, показала она и другое – гражданская война не кончилась в 1923 году, а продолжается до сих пор, пусть и в виде интернет-баталий.

Алексей Бакуменко

фото - Максим Паламарчук