Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о «приземлении» зарубежных IT-компаний. Он обязует владельцев ресурсов с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей создавать филиал, представительство либо юрлицо в России.
Соответствующий документ появился на сайте нижней палаты российского парламента. Если закон утвердят, он может вступить в силу с 1 января 2022 года.
Требования предлагается распространить также на хостинг-провайдеров, операторов рекламных систем и «организаторов распространения информации в интернете». Местное представительство при этом должно «в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России».
«Считаю правильной эту инициативу. IT-компании должны работать в соответствии с законодательством той страны, в которой они ведут свою деятельность. Раньше российские участники рынка работали в неравных условиях с иностранными. Теперь ситуация может измениться. Будем надеяться, что из иностранных социальных сетей исчезнут провокационные материалы, за которые раньше никто не нес ответственность», — отметил администратор одного из крупнейших пабликов Мурманской области в соцсети Дмитрий Афиногенов.
В пояснительной записке депутаты привели перечень компаний, на которые будет распространяться закон: «По данным различных исследований, поисковую систему Google предпочитают около 56% российских пользователей. Второе и третье место по популярности среди социальных сетей в России занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории)».
«Данное предложение — один из механизмов регулирования рынка интернет-услуг. Работа иностранных социальных сетей в России, по моему убеждению, должна быть абсолютно прозрачной и соответствовать нормам российского законодательства. Думаю, что скорее всего представительства крупнейших социальных сетей откроются в России. Прецедент с замедлением Твиттера показал свою эффективность», — комментирует исполнительный директор Мурманского регионального отделения «Опора России» Юлия Черничук.
Иностранные платформы зарабатывают на российском рынке десятки миллиардов рублей, работают «в серую», уклоняются от уплаты налогов, не предоставляют никаких отчетов и данных о ведении дел и игнорируют решения российских судов. Их взаимодействие с российскими регуляторами затрудняется отсутствием диалога между властями и администрацией онлайн-платформ.
«Введение для крупных игроков цифрового рынка требования легализоваться логично развивает практику Закона о защите прав потребителей по созданию крупными товаропроизводителями на территории России организации, уполномоченной принимать требования потребителей. Такая организация рассматривает претензии российских граждан, и при необходимости выступает ответчиком в суде. Наличие филиала в России сделает разрешение претензий российских пользователей к международным интернет-компаниям более простым и прозрачным», — убежден управляющий партнер мурманской юридической компании Андрей Шарков.
Стоит отметить, в предыдущей версии законопроекта предполагалось, что требование коснется компании с аудиторией от 100 до 500 тыс. человек. Это значительно расширяло список компаний, попадающих под действие законопроекта.