Лапландский государственный природный биосферный заповедник возник 95 лет назад. В далеком 1930 году один из основателей заповедника Герман Крепс обеспокоился упадком оленеводства после Гражданской войны. Неравнодушного северянина тревожила судьба северного оленя. Также под угрозой исчезновения находились и другие животные: лось, куница, выдра. Страдали от пожаров ягельники и сосновые боры. Все это определило необходимость создания заповедника.
Заповедник решили обустроить в районе Чуна-тундры – здесь водился дикий олень, росли обширные леса и раскидывалась горная тундра. Важную роль сыграла и удаленность жилья от железной дороги.
Для обследования территории в 1929 году провели несколько экспедиций. В одной из них, в апреле, принимал участие Крепс. Экспедиции были вовсе не безопасным путешествием.
«Невозможно было усидеть на то перевертывающихся, то кидаемых в стороны санях – вдруг проваливались в рыхлую и глубокую массу нанесенного снега; скорость нашего падения – иначе трудно назвать этот спуск – на секунду уменьшалась, потом мы опять выскакивали на малоснежные и обледенелые части склона и стремглав неслись вниз…» – вспоминал Герман Крепс.
Тем не менее, труды не пропали зря: 17 января 1930 года по ходатайству Мурманского окружного исполкома решением Ленинградского облисполкома был создан Лапландский заповедник. За следующие 10 лет численность северных оленей выросла почти в 10 раз.