Женщины не дают нам сгинуть

Косторез Минсалим Тимергазеев делился своим мастерством с мурманчанами

Косторез Минсалим Тимергазеев делился своим мастерством с мурманчанами

На выставку «Сокровища саамской земли» в Ледовый дворец Мурманска приехали мастера не только из нашего региона, но и из других областей России, в том числе и Центральной Сибири. Одним из почётных гостей стал известный тобольский косторез Минсалим Тимергазеев. На выставку он привёз несколько своих лучших работ и провёл ни с чем не сравнимый мастер-класс, во время которого Минсалим делился не только техниками резьбы по кости, но и духовными знаниями.

Усталые, но мудрые глаза

С мастером я случайно столкнулся в холле Ледового дворца, перепутать его с кем-то другим было невозможно: длинные седые волосы и шапка с вышитым символом, больше похожим на рог, немного запачканная рубашка швами наружу - всё это то ли элемент национального гардероба, то ли плод воображения экстравагантной портнихи. «Это рубашка, в которой мне удобно ходить. Она несколько вымышленная, она как бы сборник», - чуть позже объясняет происхождение своеобразного наряда Минсалим.

Но самое необычное в этом человеке вовсе не одежда, а лицо. В нашем суровом городе редко встретишь людей с таким добрым и открытым выражением лица, и дело вовсе не в раскосых глазах или широком, приплюснутом носе. Глаза Минсалима, как мне показалось, усталые, но мудрые и задумчивые, выдают глубокий опыт, а может, скрывают какую-то тайну, известную только этому необычному во всех отношениях человеку.

Минсалим Тимергазеев вырос в сиротском доме в Тобольске, небольшом городе в нескольких часах езды от Тюмени. После выпуска поступил в подмастерья к одному из местных резчиков. С тех пор его карьера, что называется, пошла в гору. Спустя некоторое время мастер снова вернулся в бывший приютский дом и преобразовал его в мастерскую. Теперь вместе с ним работают сыновья и несколько ремесленников, в том числе два глухонемых мастера - талантливые люди, которых едва не сгубил фабричный ритм. «Здесь более свободная организация труда, они могут делать то, что им кажется интересным. А наша задача уже реализовать их идеи. Большие фигуры из кости - все коллективные: кто-то режет человека, кто-то собаку, кто-то подставку делает. Но это получается, когда есть совместимость и единообразие в стилях», - рассказывает хозяин мастерской.

Из Тобольска - «города мореманов»

В Мурманск он приехал не один, а с женой, бывшим дизайнером-полиграфистом. Во время беседы Ирина Вишнякова призналась, что к талантливому мужу ей пришлось найти подход, а вот перестроиться с одного вида искусства на другой было несложно: «Мы познакомились, когда мы уже были взрослыми людьми. Я была дизайнером, у меня было много других профессий, но так получилось, что все они пригодились мне и в жизни, и в работе, и в мастерской «Минсалим». Такое ощущение, что судьба как будто специально вела меня к этому».

Минсалим когда-то уже гостил в Мурманске, здесь жили его родственники и друзья. Как ни странно, в Тобольск - по сути, сухопутный город в самом центре России - после войны перенесли одно из мореходных училищ, которое закрылось только в начале 90-х годов прошлого века. Именно благодаря этому заведению Тобольск называли «городом мореманов». Часть выпускников этого училища, среди которых был и Минсалим, попала по распределению в Мурманск.

«Миф» для губернатора

Тобольский мастер неспешно подписывает иллюстрированную книгу с коротким и ясным названием «Миф». Этот экземпляр мурманские саамы, по приглашению которых Минсалим приехал в Мурманск, подарят нашему губернатору. И здесь проявляется уже другая сторона мастера-костореза - глубокие познания народного фольклора. Отношение к иллюстрации на обложке книги Минсалима Тимергазеева, как к какой-то древней религии: «Это верхний мир, это нижний мир, это середина земли. На ней стоит не шаман, а шаманка, так как только женщины нас спасают от необдуманных поступков, они не дают нам сгинуть в пропасти событий. Именно они держат два солнца: ночное и вечернее. Это они рождают мечту и отпускают её на свободу!».

Преодолеть чувство неуверенности

Мастер-класс костореза больше похож на урок «сделай сам». Конечно, за полчаса фигуру человечка не вырежешь, а вот что-то менее сложное - запросто. «Каждый из вас может попробовать провести какие-то линии, поставить точки. Эти главные элементы - основа ремесла. Кто-то начнёт что-нибудь делать, а потом так увлекается, что мы их выгнать не можем», - завлекает нас Минсалим, поглядывая на курсантов высшей мореходки за рабочим столом. Резьба по кости захватила их целиком, они с усердием взялись выпиливать из маленькой косточки рыбок.

Раньше все элементы вырезали вручную, теперь же используют бормашины с целым набором насадок. Современные инструменты заметно упростили и ускорили работу. «Умение держать прибор и воображение - это самое главное в работе. А ещё надо быть правшой, так как аппараты для резки кости делаются только под правую руку», - поделились новыми навыками курсанты.

«В качестве холста для композиции в основном используют лосиный рог - самый мягкий и податливый из материалов. Реже используют ископаемые кости, например, мамонтов. Но материал не так важен, - объясняет Минсалим Тимергазеев, - главное - преодолеть чувство неуверенности и боязнь, что можешь испортить заготовку».

Мастера из Тобольска, а Минсалим не исключение, создают объёмные композиции. Для автора очень важен сюжет, замысел. Он считает, что новые истории, воплощённые в изделии, не всегда лучше старых. «Новые легенды, которые нам придумывают, они все чужеродные. У нас есть своё - необыкновенное, такое здоровое, пропитанное событиями мифологическое пространство, в котором гораздо больше правды, чем сегодня», - говорит мастер. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру