МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Мурманск

Заполярные понятия Чибиса: с чем может быть связана тотальная зачистка мурманских СМИ

Городецкий уверен, что Чибис не мог не знать об обысках у журналистов. Фото: пресс-служба правительства Мурманской области

Неприятное, однако знаковое и даже, можно сказать, ожидаемое событие произошло в Мурманске в минувший четверг, 20 апреля. В то самое время, когда губернатор Андрей Чибис встречался за большим столом с руководителями ряда региональных изданий, у других, возможно неугодных властям, журналистов во всю проходили обыски.

Сотрудники органов нагрянули в редакцию «Арктического обозревателя» («АО»), а также на квартиры к журналистам Вячеславу Городецкому и Дмитрию Артеменко. Причина, скорее всего, как можно догадаться, — открытая критика мурманских чиновников, ведь «АО», оставалось, можно сказать, последним региональным изданием, где выходили публикации об ошибках и недочетах работы администрации действующего губернатора Чибиса. Насчет того, какой именно материал послужил поводом для визита силовиков к журналистам, есть определенные догадки. Однако подтвердить предположения сейчас не представляется возможным, так как сотрудники редакции «АО» находятся под под подпиской о неразглашении и не в праве сообщать какие бы то ни было подробности. Тем не менее журналисты уже подали апелляцию и готовы обжаловать действия силовиков. Вячеслав Городецкий — главный редактор «АО», а в прошлом и наш коллега, до марта 2020 года руководивший «МК в Мурманске», дал небольшое интервью, в котором выдвинул предположение о том, с чем могут быть связаны обыски и рассказал о принципах работы «Арктического обозревателя».

Дмитрий Артеменко и Вячеслав Городецкий. Фото: предоставлено "МК в Мурманске" Вячеславом Городецким

На взгляд некоторых журналистов, в том числе и коллег из Санкт-Петербурга, больше всего произошедший инцидент походит на зачистку информационного поля в преддверии выборов губернатора Мурманской области, которые пройдут в 2024 году. Однако Вячеслав Городецкий отмечает, что определенные предпосылки к случившемуся начали складываться еще несколько лет назад, примерно в то время, когда Андрей Чибис пришел к власти.

«Зачистка информационного поля в регионе происходила на протяжении последних трех лет. Нынешняя ситуация — это финальная точка, я считаю. Мы — последнее, как вы правильно заметили, издание, которое критиковало местную власть. Но мы не занимались хайпом, не делали оголтелых заявлений. Мы работали с теми инфоповодами, которые находились в публичном пространстве, обращали на это внимание. Это и есть главный принцип нашей работы: находить, рассказывать, показывать. Мы делали то, чем занимается расследовательская журналистка, а не новостная. Поэтому мы редко попадали в топы «Яндекс-новостей», но, впрочем-то туда и не стремились (ныне агрегатор «Дзен» — прим. ред.), — объясняет Вячеслав Городецкий.  

Один из принципов работы редакции «АО», подчеркивает журналист, это то, что каждый сотрудник делает то, к чему у него больше лежит душа. Если автору не интересна определенная тема, он ей не занимается.

«Одному из коллег не нравится писать о политике, он эту тему не трогает, а я не разбираюсь в спорте и не пишу об этом. В любом случае мы стараемся находить баланс, чтобы охватить разные аспекты жизни. Мы пишем обо всем, но не с точки зрения пресс-релизов и каких-то проплаченных новостей, а то, что мы сами находим», — объясняет Городецкий.

Отвечая на вопрос о том, начали ли журналисты сталкиваться со сложностям в работе с начала «зачистки» информационного поля, главный редактор «Арктического обозревателя» говорит, что каких-то новых трудностей в их жизни не появилось, так как вся информация «по-прежнему» лежит под ногами. Также Городецкий говорит, что власти, несмотря на критику, до недавних событий не ставили прямых запретов и ультиматумов журналистам.

«Конечно, сейчас на нас оказывают давление. Пример — это как раз история с обысками. Также раньше со стороны властей были попытки не аккредитовать, не пригласить на мероприятие. Но я к этому спокойно отношусь. В любом случае у меня есть журналистское удостоверение, поэтому все двери открыты. За рамками протоколов, официальных мероприятий, я общаюсь со многими министрами, главами муниципалитетов Мурманской области. У меня с ними налажены нормальные отношения, и я не готов сказать, что на меня как-то давили, за исключением последних событий», — подчеркивает главный редактор «АО».

Вячеслав Городецкий уверен, что губернатор Андрей Чибис, который, напомним, в четверг встречался с представителями СМИ, не мог не знать об обысках у журналистов «Арктического обозревателя». В том, что полиция нагрянула в редакцию именно в этом время главред «АО» усматривает определенный символизм.

«Я предполагаю, что Андрей Чибис знал об обысках, потому что попросту не мог не знать о такой ситуации. А если не знал, то тут встает вопрос, а какой же он тогда губернатор, если в его епархии, грубо говоря, проводятся обыски у журналистов. Есть, наверное, какой-то символизм, что обыски проходили во время встречи со СМИ. Я посмотрел фотографии, многие из коллег, я увидел, были на этом мероприятии, но многих не было. Каждый губернатор, когда приходит власти по традиции собирает главных редакторов изданий, происходит разговор о дальнейшем взаимодействии. Такая встреча либо происходит одни раз и потом про разговор забывают, либо подобные мероприятия повторяются время от времени, но туда приглашают ограниченный круг СМИ, как в этом случае. Упрекать губернатора я не буду, но все видно, все на ладони», — рассуждает журналист. 

Чтобы выяснить, знал ли Андрей Чибис об обысках у журналистов и что глава региона думает по этому поводу, мы направили запрос в пресс-службу правительства Мурманской области.

И наконец нельзя не сказать, что история с обысками не повлияла на работу редакции «Арктического обозревателя», ведь у журналистов изъяли всю технику — компьютеры и телефоны. Как рассказал Вячеслав Городецкий, пришлось ходить по знакомым, чтобы одолжить аппаратуру. Однако на редакционную политику произошедшее не повлияло.

«Диме (Дмитрию Артеменко — журналисту «АО» — прим. ред.) уже вернули телефон, мне пока нет. Мы продолжим работу в прежнем режиме, с оговоркой, что на то, что нам придется ходить к следователю. Также у нас само собой у нас появились дополнительные расходы на покупку техники и ближайшем будущем на услуги адвокатов. Потому что ситуация интересная, непонятная, и я бы даже сказал, страшная. Так что у нас будут траты на адвоката. Вероятно, что нам придется организовать сбор средств, просить наших читателей о поддержке», — подытожил Вячеслав Городецкий.

Единственное, что напрашивается на ум, это мнение, к слову, уже опубликованное в ряде оппозиционных по отношению к региональным властям Telegram-каналов. Мы также можем предположить, что беспрецедентные меры давления на журналистов связаны с предстоящими выборами губернатора в 2024 году. Правда, тот факт, что власти пытаются бороться с критикой «силой» уж точно не скроет недочеты в работе местных чиновников. То, что произошло, скорее говорит о неспособности местных властей вести конструктивный диалог, а также исправлять свои ошибки. Так что этот инцидент может сыграть и против властей – ударить по их репутации. Возможно не сейчас, а чуть позже, когда эта, можно сказать, скандальная ситуация выйдет на федеральный уровень и тогда уже другие органы займутся проверками. Вопрос в том – кого они будут проверять и на предмет чего, но скорее всего не деятельность журналистов, которые переживают за свой родной Мурманский регион.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах