Достойно уважения стремление правительства Мурманской области и Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» привлекать внимание отечественных и зарубежных компаний к освоению арктического шельфа, к проведению в Мурманске международных форумов, посвящённых этой проблеме. Но понимание того, что в условиях экономических санкций и финансовой блокады российских нефтегазодобывающих компаний перспективы освоения арктического шельфа отодвигаются на неопределённый, но явно неблизкий срок, привело к тому, что в VII Международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом», которая состоялась в рамках III Мурманской международной деловой недели, приняло участие так мало профессионалов из зарубежных стран.
Дорога в Арктику - дорога за грибами?
Да, в начале работы конференции было объявлено, что в ней принимает участие 170 представителей делового мира, в том числе из пяти зарубежных стран. Но кем были представители из-за рубежа? США представляли сотрудники из санкт-петербургского и московского офисов Министерства энергетики этой страны. От Канады участвовали три представителя посольства в Москве. Понятно, что североамериканцы приехали не обсуждать деловое сотрудничество по освоению шельфа, а собирать нужную их правительству информацию. От Финляндии в конференции участвовала консул Мурманского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Пиркко Мякикоккила, от Норвегии генеральный консул Уле Андреас Линдеман плюс несколько норвежских специалистов. Не густо были представлены и западные нефтегазодобывающие компании. Лишь «Статойл» представлял Свейн Оге Даль Олсен, директор по связям с общественностью и государственными органами компании «Статойл» в России. Да и российские компании были представлены далеко не первыми лицами.
Нет, это не игнорирование конференции иностранными компаниями. Ведь в её работе ранее принимали участие очень высокопоставленные лица. И сейчас интерес к освоению шельфа велик. Просто в условиях, когда падает цена на нефтегазовое сырьё, когда идёт жёсткая конкурентная борьба за рынки сбыта, вряд ли те же норвежские, американские или французские компании будут взращивать себе конкурента в лице России на рынке поставок трубопроводного и сжиженного газа. Норвегия смогла нарастить продажи в Европе на 16%, тогда как «Газпром» снизил их на 8%. В результате объёмы поставок России и Норвегии на европейский рынок почти сравнялись.
Наверное, не случайно трёхлетнее «сотрудничество» «Газпрома» со «Статойлом» и «Тоталь» в рамках Штокмановского проекта закончилось ничем, вернее, затраченным «Газпромом» одним миллиардом долларов и строительством восьмикилометровой дороги для грибников посёлка Териберка.
К совместной работе готовы, но санкции…
Российские высшие эшелоны власти представлял на конференции действительно заслуженный человек, Герой Советского Союза, Герой России Артур Чилингаров, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент Ассоциации полярников.
Но тем не менее в рамках конференции состоялся интересный, живой и полезный обмен мнениями и взглядами на перспективы и способы овладения богатствами арктического шельфа. Достаточно было специалистов Мурманских геологоразведочных компаний, имеющих колоссальный опыт работы на арктическом шельфе.
Артур Чилингаров отметил, что Россия придаёт освоению арктического шельфа огромное значение. Всё это требует развития арктической инфраструктуры. В реализации проекта по бурению скважины на структуре «Университетская-1» в Карском море, в результате которой было открыто месторождение нефти «Победа», были задействованы суда Мурманского морского пароходства, атомные ледоколы, базирующиеся в Мурманске, а также восемь иностранных компаний. Это был хороший пример взаимовыгодного сотрудничества. К сожалению, отметил Артур Чилингаров, сотрудничество с «ExxonMobil» прервано, и от этого пострадают обе стороны.
Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин выразил надежду, что Мурманск станет центром освоения арктического шельфа. Это подтвердили находившиеся до этого в Мурманске с визитом руководители НК «Роснефть» Игорь Сечин и «НОВАТЭК» Леонид Михельсон. На берегах Кольского залива уже созданы три базы снабжения шельфовых проектов: «Карморнефтегаза», «Газпромнефть-Сахалин» и «Газфлота». Именно отсюда осуществлялось снабжение работ на Приразломном месторождении, в Карском море и в Печорском море на месторождении Долгинское.
Новым шагом в создании и совершенствовании береговой инфраструктуры станет создание базы обеспечения буровых работ на арктическом шельфе компанией «Роснефть» на площадках 82 СРЗ в посёлке Росляково.
Несмотря на санкции в отношении России и участие в них Норвегии, в работе конференции принял участие Уле Андреас Линдеман, генеральный консул Генерального консульства Королевства Норвегия в Мурманске. Он подчеркнул важность консолидации в деле освоения богатств арктического шельфа. Для Норвегии это тем более актуально, что в этой стране пик добычи углеводородного сырья, после которого начнётся спад. В этой стране идёт снижение инвестиций в нефтегазовый сектор на 10% - с 221 миллиарда крон до 197 миллиардов в 2015 году, уменьшается количество рабочих мест в отрасли, увеличиваются затраты при работах на шельфе. Но тем не менее даже в условиях падения цен на нефть работы на шельфе будут продолжены.
Локомотивом развития нефтегазовой отрасли Норвегии, по словам Уле Андреаса Линдемана, станет шельф Баренцева моря. И в этом вопросе норвежские компании надеются на сотрудничество с Россией.
Шельф Баренцева моря слабо изучен
Не против участия в освоении шельфа и Финляндия, о чём недвусмысленно заявила консул Пиркко Мякикоккила. Финские компании готовы участвовать в создании инфраструктуры, решении экологических проблем, строительстве морской техники.
Представитель компании «Статойл» в России Свейн Олсен рассказал об опыте работы норвежских компаний по добыче нефти и газа на шельфе Северного и Норвежского морей. Несколько лет тому назад «Статойл» изменил стратегию проведения геологоразведочных работ (ГРР) на шельфе, концентрируя усилия на перспективных площадях. И эта стратегия принесла успехи. В 20112013 годах, затратив на ГРР три миллиарда долларов, удалось открыть шесть нефтегазовых структур с запасами в четыре миллиарда баррелей условного топлива. Кроме этого, продолжились работы в уже известных районах, возле разрабатываемых промыслов, и там удалось найти ещё 15 месторождений, которые могут быть привязаны к уже имеющейся инфраструктуре.
Он заявил, что норвежский шельф Баренцева моря слабо изучен. С 1980 года здесь пробурено всего 103 скважины. Что же тогда говорить нам, если нашими компаниями в Баренцевом море пробурено скважин в два раза меньше.
Сегодня 13 операторов ведут ГРР на норвежском шельфе Баренцева моря. В 2013 году ими пробурено 13 скважин, получены интересные результаты. Пять скважин пробурено в районе месторождения «Йохан Кастберг». Обнаружена нефтегазовая структура на участке Хуп, в 390 километрах от берега. В 2014 году норвежское правительство открыло для нефтегазового освоения ту часть шельфа Баренцева моря, которая входила в спорную «серую зону» и которая отошла Норвегии после подписания в 2011 году соглашения о её разделе. Для проведения сейсморазведки 3Д правительство Норвегии объединило усилия 33 компаний, получив результаты хорошего качества.
Нет сомнений, что с освоением этого шельфа Норвегия затягивать не будет. Эта страна сумела создать мощную промышленность по сооружению оборудования для добычи нефти и газа. Страна совершила технологический рывок в разработке подводных модулей, дистанционно управляемых добычных комплексов, строительстве буровых платформ и подводных трубопроводов, сжижении газа на берегу, в строительстве самого эффективного в мире завода СПГ.
Новым шагом в развитии добычных технологий предположительно станет строительство плавучего добычного комплекса для разработки месторождения нефти «Йохан Кастберг» (с запасами 460 миллионов баррелей нефти), с прокладкой трубопровода до берега длиной 280 километров. Но «Статойл» и её компаньон итальянская «Ени» потратят год на разработку концепции освоения этого месторождения, чтобы снизить издержки, прежде чем приступить к работам.
Свейн Олсен выразил надежду, что сотрудничество России и Норвегии в освоении арктического шельфа будет продолжено.