Не так давно я стала участницей жаркого спора о работе местных властей. Мой собеседник на чём свет стоит чихвостил чиновников за плохие дороги и коммунальные проблемы. Я же не столько защищала наших министров и правительство, сколько пыталась оправдать их беспомощность отсутствием денег. Нет «бабок» - нет дорог, разве не понятно? На что мой оппонент выражал недоумение, а куда исчезают средства? Нет, они не исчезают бесследно, они перераспределяются в пользу федерального центра, а потом государевы мужи решают, куда лучше их направить, например, на Олимпиаду в Сочи, на строительство дорог в Мурманской области.
В конце концов, мы можем радоваться реконструкции «ленинградки». Ярчайший пример стройки федерального значения. Впрочем, этот пример не заставил прослезиться мурманского автомобилиста, убивающего свою машину по бездорожью Умбы, Териберки и прочих медвежьих уголков Кольского края. Пока не будет инфраструктуры - не будет ничего: ни туризма, ни малого и среднего бизнеса, отрезал мой собеседник. И тут не поспоришь. Действительно, зачем среднестатистическому гражданину разбираться в межбюджетных отношениях? Как ни крути, он будет судить о власти абстрактной, не деля её на муниципальную, региональную или федеральную, по таким мелочам, как яма на дороге, обшарпанные фасады и отсутствие дворника.
А вот почему нашим чиновникам честно не расписаться в собственной беспомощности, понять сложно. Выходит, что они вынуждены строить хорошую мину при плохой игре, демонстрируя нам «прогресс» там, где его нет. Почему просто не признаться людям в существующей проблеме, посоветоваться с электоратом, как эффективнее потратить оставшиеся крохи денег. Может быть, всё дело в имидже, рейтинге и прочей шелухе, не имеющей к повседневной жизни региона, района, города, посёлка никакого отношения.
Если проанализировать статистику, то очевидно, что большинство российских регионов, и Мурманская область тут не исключение, пребывают на обочине развития России. Правильно было бы сказать Российской Федерации, но как раз с федерализмом у нас, судя по всему, туго. Итак, сегодня в составе РФ с учётом Севастополя и Крыма 85 регионов. По сравнению с прочими федерациями, такими как Индия, Бразилия или США, мы, пожалуй, самая большая и сложная с точки зрения существующих между регионами различий. Тула со своими самоварами, Иваново с невестами, а Мурманск с чем? С рыбой, с полезными ископаемыми, с оленями… Казалось бы, всего у нас вдоволь, и даже где-то на горизонте маячат нефть и газ. Ну а пока мазутозависимость и неудержимый отток населения. Мы уже давно не регион-миллионник, а в областном центре по последним данным проживает 299 тысяч человек.
Я не экономист, но сдаётся мне, что чем меньше у нас людей, тем лучше в отчётах выглядит такой показатель, как валовой региональный продукт на душу населения. Проще говоря, меньше народа - больше кислорода, как, например, в Ненецком автономном округе, живущем за счёт нефтедобычи, ВРП на душу населения превышает 1 миллион рублей, а где-то, как, например, в Ингушетии, не дотягивает до 100 тысяч.
Читатель может мне возразить, мол, сравнение нефтедобывающего и аграрного регионов не вполне корректно. Соглашусь. Тем более что если судить по собираемости налогов, то весь газ и нефть страны добываются в Москве. Нет, мы не увидим вышек на Лубянке и Садовом кольце. Просто большинство компаний прописаны в этом мегаполисе. Да что уж там говорить, наверняка офисы компаний «Кольская ГМК», «ФосАгро» и «ЕвроХим» расквартированы в Первопрестольной.
Если кому на Руси и хорошо жить, так это Москве. Во время заседания «Валдайского клуба» Собянин озвучил, что численность управляемого им города уже перешагнула за отметку в 15 миллионов человек. Получается, что в столице нашей Родины сосредоточено 10% всего населения, 23% регионального продукта и более половины всего интеллектуального потенциала страны (более 40% всех учёных и разработчиков живут в досягаемости Московского кольца). И этот гипертрофированный центр продолжает расти и пухнуть. За два постсоветских десятилетия население Москвы удвоилось. Она притягивает к себе самые образованные и активные слои населения. Обескровливая не только города-спутники, но и Заполярье. Мечта каждого родителя позволить своему отпрыску получить образование в престижном вузе и остаться в столице, хотя бы в Северной - в Санкт-Петербурге.
А что в этом плохого, если эти два мегаполиса и примыкающие к ним области в компании ещё нескольких регионов производят половину валового продукта страны. А значит, там есть и деньги, и работа. В этом, конечно, нет ничего плохого. Если не брать в расчёт, что в числе семи десятков аутсайдеров, правда, где-то в серединке, и наша Мурманская область. Это убаюкивающее слово «середнячки» я услышала от наших региональных министров. Мол, ничего, прорвёмся. А куда, спрашивается, мы должны прорваться, если «проедается» (на образование, медицину и социальные выплаты) две трети нашего бюджета, лишая нас возможности сделать хоть какой-то заметный рывок «вперёд и вверх». Насколько высоко и как далеко стоит прыгать, может решить только Кремль. Потому что пирог - один на всех. Кому-то можно объяснить, что много сладкого есть вредно, но больше пирог всё равно не станет, и самый лучший кусок достанется тому, кто сильнее.
Если в 90-е годы федеральный центр забирал себе меньше половины всех налоговых и неналоговых поступлений от регионов, то теперь он аккумулирует две трети - это более 13 триллионов рублей, оставляя 85 регионам только 8 триллионов.
В городах, районах и посёлках вообще «дырявые» бюджеты. На два десятка тысяч муниципалитетов в России приходится 8% от консолидированного бюджета - всего 3 триллиона рублей. Уж не знаю, байка это или быль, но мои коллеги из Башкирии рассказывали мне жуткую историю о том, как один совестливый мэр повесился сразу после выборов. Глава небольшого городка, проанализировав доставшееся ему хозяйство и придя к выводу, что финансы поют романсы, наложил на себя руки. Видимо, понял, что его предвыборные обещания попросту невыполнимы. У глав на местах нет ни денег, ни полномочий. И торг тут, тем более политический, неуместен. Не сильно развязаны руки и у глав регионов, назначаемых до недавнего времени. Возьмём Мурманский транспортный узел. Если, тьфу-тьфу, он состоится, то только благодаря доброй воле президента. Вовремя напомнили, грамотно обосновали и вот теперь ждём… Хотя, если честно, не эту «дорогу жизни» мы ждём, а ждём элементарных и хороших дорог, благоустроенных дворов и внятных перспектив для своих детей.
Но в масштабах большой страны всё время находится более важная повестка. Сначала была Олимпиада, потом Крым, а там, глядишь, и Чемпионат мира по футболу 2018 года подоспеет.