МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Мурманск

Море на хрупких плечах

Серьёзный разговор с Ириной Мокеровой о проблемах рыбной отрасли

Название нового рыболовецкого судна, построенного на верфях в Сингапуре мурманской компанией «Робинзон», Ирина Мокерова, заместитель генерального директора, держит в секрете. Видимо, его презентуют на День рыбака, в июле. Но уже известно, что на воду судно спущено, бутылка шампанского о борт разбита. Теперь главное, чтобы надежды современных пионеров судостроения не разбились о рифы российской бюрократии и не утонули в штормах нестабильного законодательства, в котором приходится жить рыбакам.

И первый вопрос Ирине Вадимовне, хрупкой женщине, выпускнице вуза с красным дипломом судостроителя, депутату горсовета Мурманска: «Как вам удалось в трудных условиях сегодняшнего времени воплотить такой грандиозный проект в жизнь?»

- На свой страх и риск! Первую половину дня ужасалась, вторую - себя успокаивала, что как-нибудь протяну. Полагалась исключительно на собственные ресурсы, на свой небольшой опыт. А ещё помогал здоровый авантюризм, который влечёт меня к постоянному развитию. Ответственность перед коллективом и компанией. Но, честно говоря, чем больше я погружалась в эту тему, тем мне становилось страшнее. У нас, оказывается, сейчас нет института «Гипрорыбфлот». Я не ожидала, что мне так понадобятся специалисты этого института в процессе строительства судна. Мы изначально не знали, каково быть заказчиком концептуального нового проекта. Оказалось, мы - заказчики - должны знать все технические характеристики нового судна и быть готовыми к последствиям от неправильно принятых проектантом решений. Надо быть постоянно готовым к тому, что тебя исполнители попытаются обмануть: супостаты на Западе не дремлют. Приходилось советоваться с коллегами, выяснять, что хорошо, что плохо в проекте. А если бы был сейчас сильный «Гипрорыбфлот» в том виде, как он был в Советском Союзе, то можно было бы отдать часть проекта на анализ и получить профессиональное заключение. Мне бы подсказали, что не надо делать, подсказали, как лучше сделать. Одним словом, не всё так хорошо, как могло бы быть.

- Неужели государство никак не стимулировало и не поощряло пионеров судостроения? Вы уже получили порцию похвалы за обновление флота?

- Я ещё не знаю, как меня накажут за это. Мы сидим в сумасшедших кредитах на 10 лет вперёд, которые нужно будет выплачивать в срок и точно по счетам. А наступит 2018 год, когда закончатся договоры пользования квотами. А, может быть, они закончатся раньше, или будет внесено изменение в закон о рыболовстве. Или вдруг скажут, что для государственных целей необходимо отделить часть ресурсов на другие нужды. И тогда что? Я знаю, что наших запасов прочности хватит, мы выдержим все причуды нашей жизни, но какой ценой?!

Кто ещё будет повторять наш подвиг и строить суда? Что должно заставить человека лезть в инвестиционный проект, дабы испытать на своей шее все эти трудности в условиях неустойчивого законодательства, когда нам каждый год пытаются что-нибудь «хорошее» придумать: квоты под киль, 58 статья о выделении допресурсов… Я не хочу будить спящую собаку. А вдруг кому-нибудь ещё в голову там, наверху, что-нибудь придёт. Дело в том, что раньше вся цепочка ­ начиная от судостроения до объёмов промысла и порядка захода в порты - была выстроена и контролировалась государством. Сейчас эту цепочку каждый рыбак строит сам, по собственному усмотрению, на свой страх и риск. А за спиной у него никто не стоит. Он рискует всем, что наработал и заработал. Любое неосторожное движение, будь то инновация, какие-то изменения серьёзные, ­ все риски ложатся исключительно на рыбака.

- В последнее время рыбаки перестали жаловаться на засилье проверяющих органов во время захода судов в порт. Действительно ситуация изменилась в лучшую сторону или просто смирились?

- Позвольте небольшой экскурс в историю. Начнём с простого. Во времена СССР на каждой коробке, ящике с продукцией стояла печать, что, дескать, эта рыба выловлена в Мировом океане и ветеринарному досмотру не подлежит. А сейчас ведомства, которые нас контролируют, и их достаточно много, каждое старается развиваться и доказывать свою необходимость вышестоящим начальникам. Каждое ведомство имеет свой собственный штат, свой собственный регламент, положения и приказы. И каждый нормальный руководитель в этом ведомстве беспокоится о том, чтобы расшириться, выполнить свои полномочия должным образом, дать лучшие показатели, расширить штат. Таким образом доказать значимость и нужность своего ведомства. Я не в претензии к ним, они стараются выполнять свои функции лучше, шире, глубже. Но всё это идёт во вред отрасли, которую они контролируют. У нас же задача другая: быстро выйти на рыбалку, быстро осуществить вылов, быстро привезти в порт, выгрузиться и опять пойти в море…

- Выходит, что ваша задача ­ ловить рыбу, а у контролирующих органов задача - ловить вас?

- Я называю это упражнением. Оно выполнимо, оно понятно, оно прописано. Но возникает вопрос, а надо ли? А ещё есть специальные упражнения с препятствиями, с предметами, например, контрольные точки захода судов и т.д. Все эти нагромождения, конечно, затрудняют промысел рыбы. Об этом мы постоянно говорим, пишем во все инстанции, составляем специальные таблицы: сколько у нас есть контролирующих органов, с чем мы согласны, с чем не согласны, что необходимо изменить. Надеемся, что всё-таки будем когда-то услышаны.

- А можно на цифрах проиллюстрировать, каких успехов добились контролирующие органы, кого он поймали за руку?

- Вот, например, пограничники. Уважаемое мной ведомство. Не хотелось бы, чтобы это прозвучало критикой в их адрес, пусть это будут их заслуги. В последнем докладе на рыбхозсовете было озвучено, что ими на Северном бассейне зафиксировано 123 нарушения, привлечено к ответственности 49 капитанов, собрано 19 миллионов рублей штрафов. Но при этом сказано, что серых схем промысла не выявлено! Ну и за что мы боремся? Где ущерб, причинённый государству? Кстати, для капитана взыскание ­ это очень серьёзное наказание, вплоть до потери диплома и работы. А где польза от этих репрессий? Хотя такая доблестная работа пограничников всем регламентам, приказам и положениям вполне соответствует.

- И поэтому у нас многие рыбаки уходят в Норвегию, чтобы не встречаться со своими?

- Не уходят, они уже ушли, к сожалению. Я глубоко убеждена, что надо создавать для рыбака оптимальные условия, когда для него будет так же просто зайти в российский порт, как и в норвежский. И он будет выбирать, что экономически ему целесообразно. Безусловно, у каждого рыбака должна быть обязанность перед своим родным государством и портом. В чём? Это конкретно должно быть прописано. Но в части выхода судна, захода и всех остальных операций здесь должно быть так же легко и удобно, как в соседней стране.

- Есть предложение праздновать День рыбака в Киркенесе…

- Нет. Это жестоко! 500 лет назад на Кольскую землю пришли рыбаки, и, возможно, что через 500 лет здесь не будет нефтегазовых месторождений, ещё не известно, какой будет транспортный узел, но здесь будут рыбаки. Этим будет жить Кольский край. Я верю в это. Рыба - это возобновляемый ресурс, это хлеб области!

- Почему не прижились у нас проекты возрождения магазинов «Океан», рыбных рынков в Мурманске? Это были воздушные замки?

- Воздушные замки разбиваются о рентабельность и прибыль предприятия. Если торговле не выгодно продавать эту продукцию, она её не возьмёт. Мы вели переговоры через Мурманский горсовет с нашими торговыми сетями о том, чтобы выделить какие-то площадки для торговли нашей рыбой. Проблемы состоят в том, что в таких торговых точках нужно поддерживать ежедневный ассортимент в определённом количестве и качестве. Регулярно завозить рыбу. Одним словом, много процедур, которые снова ложатся на плечи рыбака. В это же время какие-то длительные договоры на поставки рыбопродукции уже заключены не с нами и на много лет вперёд. Для того, чтобы торговать дешёвой рыбой здесь, недостаточно организовать какие-то отделы в магазинах или открыть рынок. Надо внести поправки в закон о торговле, чтобы надбавки на дешёвую рыбу были минимальными. Здесь, скорее всего, без вмешательства государства не обойтись.

- Но мы же не можем ждать у моря погоды. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы как-то изменить ситуацию в рыбной отрасли? Вам - рыбным генералам, нам - журналистам?

- Это работа огромная и тяжёлая. Если мы будем говорить только лозунгами, то мы далеко не уйдём. Мало просто сообщить о каком-то пороке в системе, нужно чётко сказать, какие изменения и куда необходимо внести. Те ведомства, которые на этом направлении созданы и работают, всё равно эту работу за нас не сделают. На заседаниях рыбхозсовета мы обычно говорим, что у нас четыре глобальных проблемы: нам необходимо сохранить исторический принцип, легализовать незаходные суда, расставить все точки над «i» в вопросе обновления и модернизации флота. Я считаю, что пресса в этом отношении имеет огромное значение. И чем чаще мы будем встречаться, чем больше будем говорить о проблемах отрасли, тем быстрее мы будем их решать. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах