МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Мурманск

Социальные вериги регионального бюджета

В конце прошлого года при принятии бюджета Мурманской области на 2014 год в региональном законодательном собрании с докладом выступил министр финансов Мурманской области Роман Дурягин. Он отметил, что региональный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на основе 17 государственных программ. Приоритетны социальные расходы - на 4% индексируются в 2014 - 2016 годах фонд оплаты труда работников государственных областных учреждений и социальные выплаты населению, на 10% - расходы на оплату коммунальных услуг, а также на оказание мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию требований указов президента РФ.

Представители оппозиционных партий отнеслись к параметрам бюджета, подготовленного региональным правительством, скептически. Например, заместитель председателя Мурманской областной думы Павел Сажинов сказал, что «по основным характеристикам бюджет 2014 года для исполнения будет сложным». Поэтому редакция «МК» в Мурманске» решила расспросить Романа Дурягина о том, как будет наполняться региональная казна, на что будут тратиться наши деньги.

- Роман Анатольевич, недавно министр финансов страны Антон Силуанов заявил, что десять регионов безответственно исполняют бюджет. По его словам, эти субъекты занимают на рынке и у государства как можно больше средств в надежде на то, что Федерация потом спишет бюджетные кредиты. Какие конкретно регионы являются критическими в этом плане, он не уточнил.

Как с этим вопросом обстоят дела в Мурманской области, на каком счету мы у Минфина?

- На начало 2013 года общий объём государственного долга Мурманской области составил 8,6 млрд рублей.

В течение 2013 года большинство субъектов, также как и Мурманская область, принимали меры по снижению государственного долга субъекта. Так, по состоянию на 1 июня 2013 года государственный долг Мурманской области составлял 5,3 млрд рублей, что ниже его объёма на начало 2013 года на 3,3 млрд рублей. Однако далее сдерживать рост долга всё же не удалось. В результате к концу 2013 года он вырос до 12,5 млрд рублей, или 36,7% к общему годовому объёму доходов бюджета субъекта, без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений, который составил 34,1 млрд рублей.

Это допустимая норма, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объём государственного долга не должен превышать общий годовой объём доходов бюджета субъекта Российской Федерации, без учёта утвержденного объёма безвозмездных поступлений.

Итоговых данных по всем субъектам РФ за 2013 год мы ещё не имеем, но скажу с уверенностью, что данный показатель у Мурманской области среди субъектов Северо-Западного Федерального округа является одним из самых лучших.

- Как ранее сообщила замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, дефицит бюджетов российских регионов по итогам 2013 года составил 673 млрд рублей (около 1% ВВП). «Регионам сейчас как никогда сложно, потому что они недополучат от плановых назначений около 1 трлн рублей по налогу на прибыль. Вместо его роста на 10-12% мы получили падение - минус 15%», - заявила она. А с какими показателями сработала в прошедшем году Мурманская область?

- При первоначальном планировании бюджета мы ожидали поступления по налогу на прибыль в размере 13,6 млрд рублей. Прогноз был сформирован на основе данных прогноза социально-экономического развития, крупных налогоплательщиков, прогноза цен на рынке цветных металлов и минеральных удобрений, курса валют. Вместе с тем в течение года в результате конъюнктуры цен, изменения курса валют фактическое поступление налогов от указанного вида составило 11,2 млрд рублей, т.е. ниже на 2,4 млрд рублей от планируемых поступлений, но больше на 0,2 млрд рублей по сравнению с 2012 годом.

Следует отметить, данное снижение практически полностью было компенсировано поступлениями по налогу на доходы физических лиц в результате роста заработной платы работников бюджетной сферы и военнослужащих, а также за счёт налога на имущество организаций в связи с появлением нового налогоплательщика.

- Ещё в 2012 году на тот момент министр финансов Мурманской области Татьяна Поронова призналась, что «мы живём не по средствам» и проедаем 80% нашего бюджета, причём 1/3 бюджета социальной политики уходит на всевозможные субсидии и льготы по ЖКХ. А что изменилось с тех пор?

- Думаю, что больших изменений с тех пор не произошло, в областном бюджете доля социально значимых расходов в общем объёме расходов областного бюджета увеличилась с 72,7% в 2013 году до 77,6% в 2014 году. Расходы на предоставление всех мер социальной поддержки в 2014 году составят 8,1 млрд рублей.

Правительство области ещё с 2012 года ставило перед собой задачу по инвентаризации всех мер социальной поддержки по принципу введения критериев адресности и нуждаемости. Частично этого удалось добиться, вместе с тем любые аналогичные инициативы зачастую блокируются при рассмотрении в законодательном органе, болезненно воспринимаются гражданами.

Усугубляет ситуацию необходимость сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан, что, в свою очередь, требует от бюджета компенсации убытков ресурсоснабжающим организациям области.

- Какова судьба Резервного фонда Мурманской области? Благодаря ему раньше мы могли позволить себе кредитоваться сами у себя, но, насколько сегодня можно судить, мы израсходовали эту «заначку» в прошлом году. Так ли это, на что пошли средства?

- Наличие такого фонда полностью соответствует бюджетному законодательству, но при росте государственного долга субъекта это стало вызывать много вопросов как у депутатов областной думы, так и в федеральном Министерстве финансов.

В соответствии с законодательством Мурманской области Резервный фонд Мурманской области мог быть направлен на финансирование кассового разрыва областного бюджета с обязательным его восстановлением до конца финансового года или на исполнение социально значимых расходных обязательств, при этом восстановления его в этом случае не требовалось.

Распоряжением правительства Мурманской области от 7 марта 2013 года № 81-РП Резервный фонд Мурманской области был направлен на исполнение социально значимых расходных обязательств Мурманской области - на предоставление гражданам льгот и субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг и на финансирование образовательной деятельности.

- Ещё пару лет назад мы гордились тем, что не взяли взаймы у коммерческих банков ни одного рубля. А теперь? С какими банками у Минфина договоры, на каких условиях получаем деньги, когда будем возвращать?

- То, что область кредитуется в коммерческих банках, не является критичным. Это нормальные рыночные механизмы денежных взаимоотношений. Привлечение кредитов осуществляем путём проведения аукционов с целью выбора наилучших условий кредитования.

В 2013 году самым крупным нашим кредитором являлся ОАО «Сбербанк России», также мы работаем с такими банками, как ОАО «Банк ВТБ», «Промсвязьбанк», «Балтийский банк», «Северный морской путь».

В соответствии с Бюджетным кодексом объём расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов объёма расходов соответствующего бюджета, за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Мурманская область соблюдает указанные требования.

- Роман Анатольевич, предоставляет ли нам льготный кредит Минфин РФ?

- В 2013 году нам был предоставлен бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 300 млн рублей.

С 2014 года появился новый механизм - это предоставление краткосрочных, на срок до 1 месяца, бюджетных кредитов территориальным органом Федерального казначейства по Мурманской области на финансирование кассовых разрывов на условиях, установленных Федеральным законом о федеральном бюджете. На 2014 год процент за пользование такими кредитами составляет 2%.

- На какие цели мы берём кредиты - на текущие нужны или все-таки на развитие?

- Сейчас мы привлекаем кредиты на текущие нужды. Для проектов, направленных на развитие региона, у нас действуют другие механизмы - льготное налогообложение для инвесторов, реализующих приоритетные и стратегические инвестиционные проекты, механизм государственно-частного партнёрства, заключение концессионных соглашений.

- В отсутствие крупных инвестиционных проектов в Мурманской области много говорилось, что необходимо делать ставку на малый и средний бизнес. Вы видите в этом плане положительные сдвиги?

- Большинство представителей малого и среднего бизнеса ведут свою деятельность с применением упрощённой системы налогообложения, патентной системы налогообложения.

С 2013 года зачисления по данному виду налога мы передали с областного на местный уровень. Муниципальные власти, понимая, что поступления налогов от указанных субъектов предпринимательства напрямую зависят от благоприятного инвестиционного климата на той территории, на которой они ведут деятельность, должны приложить максимум усилий для этого.

- Ваш прогноз, каким будет для Мурманской области 2014 год с точки зрения финансового обеспечения? Как мы будем выглядеть на фоне других регионов СЗФО?

- Ежегодно при принятии бюджета мы говорим, что очередной бюджет будет очень сложным и мы должны выполнить все взятые на себя социальные обязательства. Доля социальных обязательств в общем объёме расходов год от года увеличивается, что не способствует, к сожалению, возможности направлять больше средств на какие-либо новые инвестиционные проекты. Основными задачами 2014 года считаю обеспечение сбалансированности, устойчивости бюджетной системы региона, стремление к минимизации государственного долга, что является не простыми задачами.

При этом, исходя из основных бюджетных показателей 2013 года (снижение доходов, рост расходов и государственного долга) по регионам, входящим в СЗФО, Мурманская область, по нашим прогнозам, в 2014 году не должна занять лидирующие позиции по СЗФО.

- В СМИ периодически проходят сообщения о нерациональном расходовании бюджетов в тех или иных муниципалитетах, злоупотреблениях. Как вы боретесь с такими явлениями?

- Министерство финансов в соответствии с полномочиями осуществляет контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства в части формирования, утверждения и исполнения бюджетов: соблюдение ограничений о размере дефицита, о размере муниципального долга, о расходах по обслуживанию долговых обязательств, соблюдение дополнительных условий осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях с различной долей межбюджетных трансфертов в собственных доходах.

К нарушителям применяем меры по приостановлению и сокращению межбюджетных трансфертов. Так, за несоблюдение норм бюджетного законодательства в 2011 году была сокращена дотация бюджетам муниципальных образований ЗАТО г. Заозерск, г. Мурманск, г. Полярные Зори, ЗАТО г. Североморск, в 2012 и в 2013 гг. - ЗАТО г. Североморск. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах