Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда им кажется, что их ребенок просто не слышит. Но важно понимать, что такое ощущение связано с особенностями работы психики детей. Ребенок «не слышит» не потому, что хочет вас разозлить, а потому что его мозг и нервная система еще не развиты так, как у взрослого.
Психолог Ксения Мосунова специально для «МК в Мурманске» помогла разобраться, почему это происходит.
- У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются на яркие и интересные вещи вокруг — например, на мультики или новую игрушку. Ваша просьба убрать тарелку может показаться им скучной и неинтересной на фоне всего этого.
- Дети не могут так быстро переключаться с одной задачи на другую, как взрослые. Их лобные доли, которые отвечают за контроль импульсов и планирование, еще не полностью развиты. Это созревание происходит только к 20-25 годам.
Современные дети также сталкиваются с сенсорной перегрузкой из-за избытка информации. Их мозг учится фильтровать шум, и ваш голос может восприниматься как фоновый, особенно если он звучит постоянно в одном и том же ключе.
Родители часто допускают ошибки в общении с детьми:
- Если вы кричите из другой комнаты и ребенок вас не видит, он погружен в свой мир, и ваш голос становится фоновым шумом.
- Чем длиннее указания, тем меньше шансов, что ребенок вас услышит. Его мозг не успевает обрабатывать длинные последовательности слов.
- Если вы даете несколько поручений подряд, ребенок запомнит только первое или последнее.
- Когда вы говорите с раздражением или злостью, ребенок может защититься от ваших эмоций и не вникнуть в суть.
Чтобы ребенок вас услышал, нужно:
- Подойдите к ребенку и попросите отложить игрушку или гаджет, только так, чтобы ребенок вас видел.
- Разговаривайте с ребенком позитивно. Если задача большая (например, уборка), разбивайте ее на шаги: «Собери конструктор в желтую коробку. Молодец! Теперь положи книги на полку».
- Используйте технику «Когда… тогда…». Например: «Когда ты почистишь зубы, тогда мы начнем читать сказку». Это помогает ребенку осознать последствия своих действий.
- Вместо того чтобы просто приказывать одеваться, предложите ему игру: «Давай, кто быстрее оденется – я или ты?».
- Предлагайте ребенку выбор в мелочах: «Ты наденешь белую рубашку или синюю?». Так ребенок будет чувствовать себя самостоятельнее.
- Проговаривайте чувства ребенка. Например: «Я вижу, что тебе очень хочется играть дальше. Но нам нужно идти ужинать».
- Предупреждайте ребенка заранее: «Еще 5 минут – и мы выключаем мультики». Если ребенок маленький и не понимает времени, ставьте будильник вместе.
Эти простые приемы помогут наладить общение с ребенком.