Стремление к самостоятельности – это естественная потребность ребенка, такая же, как потребность в любви и безопасности. Наша задача как родителей — не подавить ее гиперопекой, но и не превратить воспитание в суровую школу выживания. Найти золотую середину непросто, но возможно. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом.
Психолог Юлия Плишкина специально для «МК в Мурманске» рассказала, как приучать к самостоятельности и не переборщить.
- Плавный переход от «мы» к «ты». Начинайте с малого и постепенно передавайте ответственность. Сначала вы делаете что-то вместе («Давай уберем игрушки вместе!»), затем вы наблюдаете и подсказываете («Ты уберешь машинки, а я — кубики?»), и, наконец, ребенок делает это сам («Как здорово, что ты уже сам складываешь свои вещи!»).
- Право на ошибку. Позвольте ребенку ошибаться. Разлитый сок или криво застеленная кровать – это не трагедия, а ценный опыт. Ваша реакция должна быть спокойной: «Ничего страшного, давай вытрем вместе. В следующий раз будешь знать, как нести чашку аккуратнее». Критика убивает всякое желание стараться.
- Выбор, а не приказ. Предоставляйте ребенку право выбора в бытовых вещах. «Какую футболку ты хочешь надеть — синюю или зеленую?», «Что будем готовить на ужин — овсянку или гречку?». Это дает ему чувство контроля и ответственности за свой выбор.
- Похвала за усилия, а не за результат. Хвалите не за идеально вымытую тарелку, а за старание, за желание помочь. «Мне так приятно, что ты мне помог! Спасибо тебе большое!». Это мотивирует гораздо сильнее.
- Учитывайте интерес и настроение. Если ребенок устал, болен или увлечен игрой, не настаивайте на выполнении поручения сию же минуту. Проявите гибкость. Если выполнение обязанностей стало причиной постоянных слез, конфликтов и портит ваши отношения — значит, вы движетесь не в том направлении. Сделайте шаг назад, уменьшите нагрузку и вернитесь к формату игры и совместной деятельности.
Какие поручения можно давать в 2, 5 и 10 лет?
Поручения должны быть посильными и соответствовать возрасту.
В 2-3 года дети обожают подражать взрослым. Задача — не получить идеальный результат, а сформировать привычку помогать.
- Отнести салфетки на стол.
- Положить грязную одежду в корзину.
- Протереть тряпкой стол (конечно, после вас).
- Убрать свою игрушку на место (сделайте это ритуалом: «Машинки поехали в гараж!»).
- Вытереть небольшую лужу на полу.
- Помочь «помыть» посуду (поставить пластиковую тарелку в раковину).
В 4-6 лет ребенок становится более ловким, может следовать простым инструкциям.
- Застелить свою кровать (пусть и неидеально).
- Помочь накрыть на стол (разложить ложки, хлеб).
- Убрать со стола свою тарелку после еды.
- Полить цветы из маленькой лейки.
- Помочь разобрать продукты из сумки (небьющиеся).
- Кормить домашнего питомца (под вашим контролем).
- Убирать свои вещи и игрушки в своей комнате.
В 7-10 лет ребенок способен нести ответственность за более сложные и регулярные задачи. Появляется понимание общих семейных обязанностей.
- Пылесосить в своей комнате.
- Выносить мусор.
- Загружать и разгружать посудомоечную машину (неострую посуду).
- Собирать себе в школу простой перекус (бутерброд, яблоко, вода).
- Помогать готовить простые блюда (салат, бутерброды).
- Ходить в мелкие магазины за хлебом или молоком (если магазин рядом и безопасно).
- Следить за чистотой своей обуви.
- Помогать ухаживать за младшим братом/сестрой (подать подгузник, принести водичку).