В последние годы педагоги, психологи и врачи отмечают рост числа детей с гиперактивностью. Но где грань между обычной активностью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Елена Скрипачева, практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин МГТУ-МАСИ специально для «МК в Мурманске» объяснила разницу.
СДВГ — одно из самых распространенных нарушений развития нервной системы, которое проявляется в раннем возрасте. Сегодня это состояние хорошо изучено, однако раньше мнения специалистов разделялись. Одни считали, что СДВГ — результат педагогической запущенности, другие настаивали, что это расстройство, связанное с особенностями работы мозга.
Современная наука подтверждает: СДВГ — это неврологическое расстройство, включенное в международные классификации болезней (DSM-V и МКБ-11). Оно характеризуется:
- повышенной двигательной активностью,
- дефицитом внимания,
- импульсивностью,
- эмоциональной нестабильностью,
- сложностями в общении и обучении.
Как заподозрить СДВГ?
Родители и педагоги могут обратить внимание на следующие признаки:
- Нарушения сна – ребенок плохо засыпает, часто просыпается, что усиливает гиперактивность.
- Невнимательность – ему сложно концентрироваться даже на интересных задачах.
- Постоянная двигательная активность – ребенок не может усидеть на месте, даже когда это необходимо.
- Легкая отвлекаемость – любой яркий стимул переключает его внимание.
- Тревожность и беспокойство – особенно в ситуациях ожидания или спокойных игр.
- Эмоциональные всплески – частые истерики, агрессия, резкие перепады настроения.
- Сложности в играх и общении – из-за импульсивности и неустойчивого внимания ребенку трудно заводить друзей.
Однако точный диагноз может поставить только специалист, используя комплексный подход: нейропсихологическое обследование, наблюдение за поведением и, при необходимости, медицинские исследования.
Что делать родителям и педагогам?
СДВГ требует комплексного подхода: сочетания психологической коррекции, педагогической поддержки и, в некоторых случаях, медикаментозной терапии.
Рекомендации для родителей:
- Нормализуйте режим сна.
- Исследования (например, работа Медицинской школы Хамацу) показывают, что недостаток мелатонина (гормона сна) усугубляет симптомы СДВГ. Поэтому важно соблюдать режим дня.
- Ограничьте экранное время.
- Гаджеты и телевизор перегружают нервную систему, усиливая невнимательность и эмоциональную нестабильность. Лучше заменить их подвижными играми и творческими занятиями.
- Больше общайтесь и хвалите.
Дети с СДВГ особенно нуждаются в поддержке. Бихевиористы доказали: похвала за конкретные достижения работает лучше наказаний.
Используйте игры для развития внимания и самоконтроля:
- «Морская фигура» – ребенок замирает в определенной позе по команде.
- «Тихий час» – соревнование, кто дольше сможет сидеть спокойно.
- Пазлы и конструкторы – помогают тренировать усидчивость.
- Спортивные игры – бег, прыжки, плавание помогают выплеснуть энергию.
Родителям тоже нужна поддержка. Воспитание гиперактивного ребенка — непростая задача, поэтому не забывайте заботиться о своем психологическом состоянии.
Гиперактивность — не приговор. При правильном подходе, терпении и помощи специалистов ребенок с СДВГ может успешно развиваться и адаптироваться в обществе. Главное — понимание, любовь и грамотная поддержка.