Отношения с подростком могут быть непростыми. Это связано со многими моментами. Однако важно, чтобы родители не отдалялись от своего ребенка из-за возможных ссор, а наоборот, помогали и поддерживали подростка на пути становления зрелой личности.
Сегодня «МК в Мурманске» совместно с психологом, преподавателем международного онлайн-института психологии Smart Смирновой Светланой Сергеевной расскажет о том, как родителям наладить контакт с подростком.
В возрасте с 11 до 17 лет ведущей деятельностью является общение. Именно в общении представители этого возраста стараются разобраться в том, кто они, чего хотят, какие ценности разделяют, на какие свои качества и умения могут опереться и т.д. Вот и начинают они массово искать сообщества и компании, близкие по духу.
В этот период очень важен контакт родителей, однако он уже происходит на новых условиях.
В этом возрасте подросток все, что раньше воспринимал как само собой разумеющееся, начинает осмыслять и часто подвергать критике или просто задавать вопросы: «А зачем?» и «Почему?», «Зачем мы каждую субботу едем на дачу, там скучно, а здесь друзья?», «Зачем учить все эти уроки, если я точно не буду физиком, историком, биологом и т.д.?», «Почему надо ложиться спать в 11, когда все друзья в чатах до двух ночи?». Следующая важная задача этого этапа - разобраться в том «Кто я?».
Не стоит забывать и про еще одну особенность подросткового периода – перестройку тела. Оно меняется, отращивает то, чего раньше не было, и выдает эмоциональные срывы на фоне изменения гормонального фона.
В этот период родителям крайне важно разговаривать со своими детьми, но не с назидательной позиции, а с человеческой: делиться своим жизненным опытом, высказывать свое мнение, приводить аргументы. Родитель обязательно должен выслушивать мнение подросшего человека, ведь ему есть что сказать. Когда подросток знает, что родители готовы его выслушать, и что им интересно его мнение, контакт сохраняется и помогает в сложных жизненных ситуациях прийти за помощью к родителям или опереться именно на то, что родители рассказывают в таких разговорах «по душам». Несмотря на то что ваш ребенок может спорить и не соглашаться с вами, он равно слышит вас и прислушивается, как бы странно это ни казалось.
При этом родители обязательно должны оставлять контроль за ситуациями, влияющими на здоровье, безопасность и учебу.
Эксперт поясняет: «Возвращение домой в определенное время, отход ко сну вовремя — это то, что подростки сами не очень в состоянии контролировать. Потому что для них это прежде всего свобода и общение. А понимания, что отсутствие адекватного сна может очень сильно повлиять на нервную систему, а значит и на эмоции, и способности к учебе, у них еще нет. И что слишком позднее возвращение домой чревато разного рода неприятностями — тоже совсем не очевидно для них, так как собственного жизненного опыта ещё маловато. Поэтому родителям важно не просто говорить: «Не пойдешь и все, я сказала», а спокойно аргументировать свою позицию».
Учеба подростка также требует контроля. Дело в том, что при отсутствии контроля, подростки рискуют окончательно «съехать» по учебе. Это связано с тем, что навыки планирования и контроля, а также ориентация во времени находятся у них в стадии формирования. Иначе говоря, взрослый понимает, что месяц — это довольно мало времени для закрытия хвостов по нескольким предметам, а для подростка — это полно времени. Именно поэтому исправление оценок часто остается на последние несколько дней.
Эксперт сообщает: «Говоря про учебную деятельность, я имею в виду не проверку домашнего задания, а сданы ли хвосты, закрыты ли двойки, и если нет, что человек планирует сделать, чтобы их закрыть. Помощь в адекватном распределении времени. А иногда подростки уже давно отстают по какому-нибудь сложному предмету, требующему понимания (математика, физика, химия), просто не решаются об этом рассказать. И ситуацию может спасти адекватный репетитор, вовремя найденный родителями».
Когда родители контролируют, несмотря на внешнее сопротивление этому, подросток ощущает себя спокойнее, а это значит, что в жизни подростка будет меньше травматичных для психики и будущего экспериментов.
«Но главное — соблюдать этот баланс между душевным общением и контролем. Если только общаемся, но ничего не контролируем, — очень большая вероятность, что хоть уже и большой, но всё-таки ещё ребенок вляпается в ситуации, которые оставят след на всю оставшуюся жизнь. Если сплошной контроль и «закручивание гаек» — получаем протест и/или апатию и депрессию. Многие сложные случаи из моей практики удавалось изменить в лучшую сторону благодаря налаживанию такого сбалансированного контакта между родителями и детьми, вступившими в новую фазу своей жизни», — резюмирует преподаватель международного онлайн-института психологии Smart Светлана Сергеевна.
Ранее «МК в Мурманске» писал о том, что важно уважать отказ подростка от семейных посиделок.