Многие родители, стремясь помочь своим детям, делают за них поделки, однако взрослые должны понимать, что таким образом они лишают ребенка важного опыта.
Сегодня «МК в Мурманске» совместно с психологом, экспертом-практиком, исследователем, автором собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан расскажет о том, почему не стоит делать поделки за ребенка.
Создание поделок направлено не на результат, а на личное участие, на возможность что-то выразить, попробовать, не справиться, исправить и найти себя. Если ребенок приносит некрасивый рисунок или кривой макет — это его честный путь. Вмешиваясь, чтобы «сделать красиво», родитель как бы говорит: «Твоя попытка недостаточно хороша». Этим взрослый может подорвать уверенность ребенка и снизить его мотивацию пробовать новое.
Согласно исследованиям, проведенным в 2024 году, навязчивая помощь родителей, особенно без просьбы ребенка, может негативно сказаться на его академических достижениях, ведь он воспринимает такую помощь как сигнал о своей некомпетентности.
Ника Болзан поясняет: «Ребенок, за которого все делают, не получает возможности пройти важный психологический путь: от растерянности — к идее, от идеи — к действию, от действия — к самопринятию. Таким образом, вмешательство родителей не только мешает учебному процессу, но и тормозит формирование важнейших личностных качеств. А ведь именно через такие этапы формируется психологическая устойчивость и способность справляться с трудностями. Это напрямую связано с уровнем психологического благополучия: неумение пробовать, ошибаться и принимать себя с несовершенствами может вести к тревожности, перфекционизму, зависимости от внешней оценки».
При этом, если ваш ребенок не любит рисование и не справляется с уроками труда, не стоит его заставлять. В этот момент важно найти компромисс. Вы, как родитель, можете помочь ребенку, например, обратиться к нему в такой форме: «Хочешь, я покажу, как можно начать?», «Попробуем вместе придумать, как это упростить?». Это позволит вашему ребенку ощутить поддержку и при этом остаться самостоятельным.
Качество родительской помощи гораздо важнее ее количества, это подтверждают исследования, проведенные в 2019 году. Как отмечает эксперт: «Поддержка, направленная на развитие самостоятельности и ответственности, способствует лучшим учебным результатам и формированию навыков саморегуляции».
При этом не стоит переживать, если у вашего ребенка нет ярко выраженных способностей. Творчество — это выражение личности, здесь нет понятия «правильно» или «неправильно». Важно, чтобы в рисунке была самостоятельность, смелость и живое участие. Эти качества в будущем будут значить гораздо больше, чем ровная линия или аккуратный шов. Ребенку не нужно, чтобы взрослые вытягивали ему оценки. Ему нужно, чтобы рядом были те, кто помогает искать свой путь и не пугается несовершенства, сообщает психолог, эксперт-практик, исследователь, автор собственных методик по работе с психологическими травмами Ника Болзан.
Родители должны помогать ребенку, а не давить на него. Уважать, а не сравнивать. Именно это позволит сформировать у ребенка устойчивую самооценку и поддержать уровень психологического благополучия.
Ранее «МК в Мурманске» писал о том, что уборка дастся юным северянам легче, если разделить ее на мини-задания.