Учеба – важнейший процесс, формирующий личность человека, его предпочтения, зачастую определяющий всю его дальнейшую жизнь. Но начинается она в том возрасте, когда человек еще не до конца способен осознать цели и перспективы обучения. В идеале ему должны помочь родители – тогда ребенок проще вольется в новую для него деятельность. «МК в Мурманске» вместе с экспертами Васьбиевой Динарой, доцентом Финансового университета при Правительстве РФ, и Ириной Прониной – профессиональным коучем школы Эриксоновского международного университета коучинга, разобрался, каким образом родителям стоит контролировать выполнение детьми домашнего задания.
С одной стороны, родителям следует в первых двух классах школы проверять домашнее задание, поскольку ребенок только начинает обучение и привыкает к новому месту учебы, правилам и задачам. Поэтому родители, которые уже проходили такой этап в своей жизни, должны по мере возможностей помогать с выполнением трудных для ребенка заданий, а главное – поддерживать чадо эмоционально. С другой стороны, слишком погружаться в процесс обучения не стоит. Доцент отметила: «Это не должно выглядеть так, что родители постоянно выполняют домашнее задание с ребенком. Иначе, ребенок не научится выполнять домашние задания самостоятельно».
Лучшим решением также будет попробовать давать ребенку задания из дополнительных учебных пособий, если попался сложный материал, в свободное от учебы время. Можно предложить уделять немного времени за учебой каждый день, тогда он станет более ответственным, закрепит уже имеющиеся знания и приобретет новые, развивая чтение, письмо и внимательность.
При этом если родитель сомневается в своих силах по какому-то предмету, сейчас довольно доступны услуги репетиторов или кружков.
Ирина Пронина отмечает, что на решение родителей о проверке домашнего задания должен влиять уровень ответственности ребенка. Если он испытывает трудности, забывает о заданиях из-за нежелания учиться или по другим причинам, родительский контроль придется очень кстати. Это поможет исправить ситуацию на ранних этапах, когда ребенка еще можно будет расположить к обучению. Кроме того, поддержка и помощь укрепят отношения в самой семье.
Если же ребенок с детства самостоятельный и независимый, а родители все равно постоянно вмешиваются в процесс обучения – это может привести к конфликтам и травмировать ребенка. Особенно не стоит упрекать ребенка в том, что он не оправдал ожидания родителя.
В любом случае родители должны контролировать выполнение домашнего задания ребенком, опираясь на его особенности, возраст, пожелания, требования конкретного класса. И чем старше становится ребенок, тем меньше родители должны вмешиваться в обучение – он должен стать самостоятельным человеком.
Эксперт также отметила, что вера в своего ребенка крайне важна: «Если родитель считает ребенка неспособным и требует проверки каждого задания, это может привести к тому, что ребенок начнет демонстрировать невысокие результаты. Этот феномен называется «эффектом Голема»: низкие ожидания приводят к более низким результатам».
Выбор подхода к проверке домашних заданий — это тонкий баланс между поддержкой и свободой.
Ранее «МК в Мурманске» писал, что психотерапевт обосновала необходимость совместного обучения мальчиков и девочек.