5 декабря внимание большинства региональных и многих российских СМИ было приковано к убийству в Мурманске в переулке Хибинском. И это объяснимо – два трупа, один человек в реанимации… Журналисты кинулись искать жареные факты из жизни погибших, строить версии по кровавому делу, гоняться за комментариями. Работа на аудиторию обязывает, надо каждый день шокировать читательскую аудиторию, которая подвержена своим инстинктам. А смерть себе подобного всегда вызывает животный интерес у большинства людей и, наверное, радость, что это произошло не с ними.
А в это же время, если так можно сказать, вдали от людского и журналистского интереса государственная машина фактически «добивает» Александра Серебряникова, редактора сайта «Блогер 51».
Звёздочка на погонах важней судьбы человека
5 декабря в квартиру к мурманскому журналисту Александру Серебряникову пришли с обыском следователи. Эта неприятная процедура в этот же день проводилась и в квартире его родителей в Апатитах.
Для многих россиян, которые поверхностно знают о процедуре обыска только по фильмам, поясню, что это очень и очень противный и унизительный процесс. Чужие люди в погонах с понятыми находятся в вашей квартире с правами большими, чем вы - владелец квартиры. Пусть и временно, но они диктуют условия вашего поведения и не объясняют своих действий. А в обыденной жизни даже маленький патрон, которых сохранился с детской поры в какой-то коробочке, нож, с которым вы каждую осень ходили за грибами, какая-то семейная фотография, какой-то файл на компьютере или книга, которую вы даже не успели ещё прочитать, может стать в руках следствия той точкой, которая позволит потом судье вынести обвинительный приговор. Сегодня важно найти эти вещички, зацепочки, так как в повседневной жизни мы на них не обращаем внимания, а следователь подберёт нужную статью в Уголовном кодексе, чтобы оправдать свой профессионализм и, возможно, получить ещё одну звёздочку на погоны.
А в случае Александра Серебряникова, с учётом того времени, которое тянется следствие, вполне вероятно, что следователь стоит перед трудной дилеммой: или мой авторитет, или судьба молодого человека? Да и вся наша судебная система, которая по Конституции РФ должна защищать права человека, ставит граждан часто в позицию подозреваемых: пусть граждане доказывают, что они не виноваты, а не я – Государство - буду искать обоснования их невиновности.
Следователи изъяли у Александра Серебряникова телефон, компьютер, принтер, банковские карты, а также некоторые книги. Как сообщают российские СМИ, при обыске внимание следователей привлекла книга Пелевина и издание «Хроника пикириующего губернатора» с автографом экс-губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова».
Обыск с пристрастием
Трудно сегодня гадать, какие следственные действия будут поводиться, например, с принтером, или банковскими картами. Хотя можно предположить, что Александра подозревают в фальшивомонетчестве. Может быть, он по ночам купюры 5-тысячные на этом принтере выводил или, не дай бог, прокламации для митингующих на Майдане. А по банковским картам без пин-кода можно будет узнать, какие он средства получал из-за рубежа. На худой конец, можно будет с ними поступить и как следователь, который рассматривал дело Шубина и воспользовался деньгами обвиняемого.
А про книги вообще страшно подумать. Теперь Александру предстоит срочно перечитать эти издания и задуматься над тем, а на какие абзацы и страницы обратит внимание дотошный следователь? Почему хранятся в век электроники печатные издания дома? А не говорит ли этот факт о том, что редактор «Блогера 51» тянет людей к ушедшему времени, что он проявляет интерес к лидерам ушедшей эпохи. Думаю, что на такие простые вопросы историк по образованию – Александр Серебряников найдёт подобающие ответы. Но и следователи не лыком шиты. Любые ответы можно интерпретировать как выгодно следствию. Ведь не зря же обвиняемый направлен на психиатрическую экспертизу. Но об этом чуть позже.
Как сообщил адвокат обвиняемого, люди, проводившие обыск, изымали в основном книги про Великую Отечественную войну.
Следователи же мотивировали свой интерес к печатным изданиям тем, что в квартире Александра могут быть найдены дополнительные доказательства его виновности, то есть авторства публикаций экстремистской направленности.
А ведь могут найти! А вдруг в какой-нибудь из изъятых книг окажется фраза, призывающая к уничтожению кого-нибудь. Попробуй потом доказать, что призывы к защите Отечества не трансформировались в молодой головушке к другим призывам…
Адвокат Серебряникова характеризует прошедшие обыски, как агонию следствия.
- Когда они пытались первый раз дело в суд направить, доказательств реальных не представили. Что сейчас надеются найти? Всё это выглядит, по меньшей мере, странно, - сказал адвокат журналиста Александр Панфилов.
В настоящее время Александра Серебряникова оставили без айфона, компьютера, фототехники. Фактически лишили его орудий труда, обрекли на голодную смерть. А чем он теперь будет зарабатывать?
О действиях наших правоохранительных органов поведала и случайный свидетель - мурманчанка, находившаяся в это время в квартире. Сначала её не выпускали из помещения на работу, а потом и у неё забрали сотовый телефон, несмотря на то, что под следствием она не находится и обыск в отношении неё не проводился, рассказал адвокат Серебряникова.
А в Апатитах у родителей Александра изъяли старый компьютер и книги.
Как предполагает адвокат обвиняемого журналиста, все эти противоречивые действия следователя направлены не на установление истины по делу, а на поиск основы для обвинения его, вплоть до приверженности к идеям фашизма. Адвокат отметил и ряд нарушений со стороны следователей, например, Александру не дали скопировать информацию, которая находилась на его компьютере. Там, между прочим, была и электронная версия его уголовного дела.
Любой диагноз психиатра устроит следствие
Напомним, что Серебряников получил обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) 15 августа этого года. Позже суд удовлетворил ходатайство следствия и назначил ему меру пресечения в виде подписки о невыезде.
По версии адвокатов Серебряникова, поводом для возбуждения дела стал его пост от 5 марта, в котором рассказывалось об убийстве в Москве экс-главы столичного представительства Мурманской области Адиля Назима оглы Махмудова. Как объяснял в своё время появление этой публикации блогер, хакеры взломали его сайт и дописали в него абзац с националистическим уклоном текста.
А недавно обвиняемый в экстремизме мурманский блогер Александр Серебряников был направлен на психиатрическую экспертизу. Врачи теперь должны установить, страдает Александр Серебряников каким-либо хроническим или временным психиатрическим расстройством, а также подвержен ли он «сильным душевным волнениям».
А вот здесь-то собака и «порыта». Какое бы заключение Александру теперь не выдали, он оказывается в проигрыше. Специалисты в погонах хорошо всё разыграли. Допустим, журналист вполне здоров, адекватен и контролирует свои действия. Опаньки! Значит, он должен был контролировать всё на своём сайте. Значит, он не обеспечил выполнения требования закона части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды). Максимальное наказание, предусмотренное этой статьей, составляет два года лишения свободы.
Допустим, второй вариант, журналист страдает шубообразной шизофренией или парафренным бредом! Всё, Александр как личность полностью переходит в разряд больных, а его ресурс получает клеймо – «площадка шизофреников». (Пусть простят меня коллеги, но порой это клеймо можно присваивать некоторым изданиям и сайтам без какой-либо психиатрической экспертизы).
Это заключение врачей тоже может помочь следствию изолировать Александра от здоровой части общества, направив, например, на принудительное лечение, так как отдельный вопрос к экспертам от следствия звучит так: «Представляет ли психическое расстройство А. Серебряникова опасность для него или других лиц?»
Мне трудно объяснить этакое похвальное рвение наших силовых ведомств, стоящих на защите наши гражданских свобод, которое они проявляют по отношению к молодому мурманскому журналисту. Могу только предположить, что они свято верят, что избавляют наше общество от окопавшихся в Интернете экстремистов.
Если дело Александра Серебряникова будет доведено до суда, хотел бы, чтобы все посетители этого сайта, а особенно участники форума, проходили по делу как соучастники! А как иначе, они же постоянно там общались, в искривленном виде писали про нашу действительность, огульно охаивали наше прекрасное настоящее и будущее. А может быть, их надо всех направить на психиатрическую экспертизу? Разве можно представить, что здоровые люди будут постоянно общаться на таком «зловредном» сайте?
Негативный урок для молодой России
Как ни странно, но все эти противоречивые события проходят в преддверии Дня Конституции РФ. Скоро исполнится 20 лет новой Конституции новой России. Но к сожалению, сейчас в нашей стране не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
На примере дела Александра Серебряникова, я убеждён, молодое поколение россиян получит убедительный по своей силе урок: в России практически не выполняется этот принцип.
Давление, которое оказывает государственная машина на Александра, совершенно не соизмеримо с тем проступком (даже если он будет доказан. – Авт.) журналиста. Дело Серебрякова уже давно в глазах части людей выглядит как правовой фарс, в котором Фемида превратилась в Молоха – мифологическое божество, пожирающее людей.
Но и Александру необходимо сделать правильные выводы из этого тяжёлого опыта: реализация прав и свобод гражданами невозможна без исполнения ими своих обязанностей. Государство, предоставляя своим гражданам максимальный объём прав, в том числе политических и социально-экономических, требует от них и определенных обязательств. Человек, в свою очередь, должен осознавать, что чем шире объем предоставляемых ему прав и свобод, тем более возрастает его ответственность как гражданина за свой выбор, действия и т.д. Именно ответственность лежит в основе обязанностей личности, а тем более журналиста.
Приведу в пример нам всем слова Эдуарда Асадова, которые подводят итог всему написанному: «Слово может согреть, окрылить и спасти, / Осчастливить и льды протаранить. / Слово может нам тысячи бед принести, / Оскорбить и безжалостно ранить. / А поэтому скажем себе сурово: / «Чтобы не было в жизни ненужных бед / Надо думать, ребята, над каждым словом, / Ибо слов невесомых на свете нет!»