Годовой объём рынка коррупции в Мурманской области на 2013 год составил 1770 млн рублей

02.12.2013 в 11:33, просмотров: 541

 На заседании Межведомственного совета по противодействию коррупции в Мурманской области региональное Министерство юстиции представило результаты социологического исследования коррупции в Мурманской области в 2013 году.

Помимо изучения практик деловой коррупции интересным в отчёте является анализ оценок предпринимателей относительно степени усилий, прилагаемых региональным руководством по преодолению коррупции в Мурманской области и анализе общего уровня удовлетворенности предпринимательского сообщества деятельностью органов власти по борьбе с взяточничеством.

В ходе опроса респондентам предлагалось оценить эффективность антикоррупционной политики, проводимой Правительством Мурманской области. В результате 33,0% ответили, что эффективность находится ниже среднего уровня, 32,0% указали среднюю эффективность.

Рассмотрев динамику данного вопроса, можно сказать, что значительных изменений в оценках респондентов за последние пять лет выявлено не было. По-прежнему подавляющее большинство предпринимателей придерживаются мнения, что степень эффективности антикоррупционных мероприятий находится на среднем уровне.

В рамках исследования предпринимателям было предложено также ответить на следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, о каких антикоррупционных мерах, предпринимаемых правительством Мурманской области, вы слышали и какие из них вы считаете эффективными?»

Как показывают результаты опроса, наиболее известными и релевантными методами по борьбе с коррупцией являются: распространение в СМИ информации о фактах коррупции (41,0% и 22,4% соответственно), работа электронного почтового ящика и «телефона доверия» (34,0% и 19,4% соответственно), а также предоставление чиновниками сведений о доходах и имуществе (25,0% и 20,4% соответственно).

Необходимо отметить, что 30,6% респондентов придерживаются мнения, что никакие из приведенных мер по борьбе с коррупцией не могут быть эффективны.

В рамках исследования предпринимательскому сообществу Мурманской области также было предложено высказать свою точку зрения относительно того, что какие меры будут наиболее эффективными для снижения масштабов взяточничества в регионе.

В результате было установлено, что наиболее полезными в данном направлении мерами могут быть: усиление контроля за действиями чиновников (37,0%), упрощение процедуры получения услуг, создание электронного правительства (37,0%), проведение регулярных проверок работы чиновников (29,0%).

На основании проведенного социологического исследования можно сделать ряд выводов. Во-первых, доля граждан, доверяющих деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области в 2013 году, составляет 49,4%. В свою очередь доля предпринимателей, доверяющих деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, насчитывает 43,0%. По сравнению с 2012 годом ситуация по данному вопросу не изменилась.

Во-вторых, по мнению 43,9% граждан, уровень информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области находится на низком уровне – 43,9%, для 43,4% - на среднем уровне и лишь 5,4% респондентов отметили высокий уровень данного показателя.

Сводная статистика по данному показателю за период с 2009 по 2013 годы даёт возможность судить о положительном сдвиге в пользу информационной доступности. Так, за пять лет число низких оценок упало на 16,1%. Значительно увеличилась доля срединного показателя по данной переменной. По сравнению с 2012 годом ситуация по данному вопросу не изменилась.

В-третьих, доля граждан, сталкивавшихся с проявлениями коррупции за 2013 год, составила 34,7% (32% в 2010 году). Доля субъектов предпринимательской деятельности, сталкивавшихся с проявлениями коррупции, составила 14,0%.

В-четвёртых, в результате проведенного анализа было установлено, что всего лишь 9,0% опрошенных респондентов достаточно хорошо информированы о коррупции в регионе. 39,8% утверждают, что уровень их осведомленности по данному вопросу находится на низком уровне.

При рассмотрении ситуации по данному вопросу за последние пять лет нельзя говорить о каком-либо значительном изменении. По-прежнему преобладают средние оценки. Однако стоит отметить снижение абсолютно неинформированных жителей Мурманской области на 17,1% в 2013 году, по сравнению с результатами исследования пятилетней давности.

В ходе опроса представители предпринимательской деятельности следующим образом оценили уровень своей осведомленности о коррупции в регионе: 33,0% респондентов указали, что они слабо информированы по данному вопросу и 43,0% - средне информированы. Всего лишь 3,0% предпринимателей ответили, что уровень их информированности об антикоррупционной деятельности находится на достаточно высоком уровне.

Динамика ответов по данному вопросу за период 2009-2013 гг. значительных изменений не претерпела. По-прежнему подавляющее большинство респондентов указывают на свою слабую, либо среднюю степень информированности.

В-пятых, основными источниками получения информации о коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, по мнению респондентов, являются интернет и телевидение. За рассматриваемый период именно эти информационные ресурсы чаще других используются респондентами для получения сведений об антикоррупционных мероприятиях, проводимых в регионе.

В-шестых, основными причинами возникновения коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, по результатам массового опроса являются: бюрократизм, клановость чиновников, а также их личные качества, нечёткость и противоречивость законов, отсутствие контроля за работой чиновников, низкая организация судебной системы, плохая работа правоохранительных органов.

Стоит также отметить, что 43,3% респондентов выделяют в качестве основной причины взяточничества юридическую и правовую безграмотность населения.

Основными причинами возникновения коррупции, по мнению предпринимателей, выступают личные качества чиновников (69,0%), 64,0% ссылаются на нечеткость и противоречивость законов. Более половины предпринимателей указывают в качестве главной детерминанты коррупции клановость чиновников (56,0%), а также влияние крупных бизнесменов на власть (57,0%).

В-седьмых, в ходе опроса была определена эффективность антикоррупционных мероприятий, проводимых правительством Мурманской области в 2013 году. В результате 11,1% ответили, что данные меры абсолютно неэффективны, 35,3% считают, что их эффективность находится ниже среднего уровня.

Положительными оценками по данному вопросу обладают лишь 7,9% опрошенных респондентов.

В свою очередь эффективность антикоррупционной политики, была оценена предпринимателями следующим образом: 33,0% ответили, что эффективность находится ниже среднего уровня, 32,0% указали среднюю эффективность.

Таким образом, эффективность антикоррупционной политики, по мнению всех участников опроса, находится на «среднем» или «ниже среднего» уровня.

В-восьмых, был определен ряд показателей, характеризующих состояние коррупции в Мурманской области: риск коррупции по сравнению с 2012 годом остался неизменным и составляет 11,3% (10,1% в 2012 году); спрос на коррупцию несколько снизился. В 2013 году он составил 21,4%, а в 2012 году 24,3%; интенсивность коррупции в 2013 году составила 1,62 на одного взяткодателя, в свою очередь в 2010 году данный показатель насчитывал 2,0.

Средний размер взятки по сравнению с 2010 годом повысился на незначительную величину 50 рублей и составляет на момент опроса 6080 рублей на одну условную коррупционную сделку. Среднегодовой взнос (среднегодовые затраты на взятки) составил 9850 рублей, а свою очередь в 2010 году данный показатель насчитывал 12058 рублей. Годовой объём рынка коррупции в Мурманской области на 2013 год составил 1770 млн рублей, что на почти на 700 млн рублей ниже показателей 2010 года.