Японские флейты рождаются в Мурманске

Японские флейты рождаются в Мурманске

На протяжении нескольких лет Владимир Маркович создаёт японские флейты сякухати из самых причудливых материалов, сам же совершенствует их и играет на экзотических инструментах.

Я застаю мастера за работой у гардероба художественного музея, в этот день можно позволить себе такую вольность - выставочные залы закрыты для посетителей. Владимир Финкель готовит к экспозиции новую выставку: клеит на ватман большую коллекцию этикеток из-под шоколада и конфет. В учреждении культуры плотником и реставратором он трудится последние 15 лет. Возможно, именно живопись и музыка, которую она рождает в душе, дали толчок для развития необычного хобби, всё свободное время он тратит на изготовление флейт.

«Когда вы мне позвонили и мы договорились о встрече, я стал задумываться о том, с чего всё началось? - признаётся уже в тесной мастерской Владимир Маркович. ­ Много разных вариантов всплыло, но первое ­ это то, что моя основная работа находится рядом со сквером, где очень много птиц, а зимой прилетают свиристели. Птичье пение, наверное, подтолкнуло к этому».

От борщевика до гимнастического обруча

И правда, когда мастер берёт свирель и начинает играть, звук больше всего напоминает мелодичный свист пернатых. Но до того, как увлечься созданием свирелей и их настройкой, Владимир Финкель занимался астрономией в мурманском клубе «Орион», потом самозабвенно писал стихи, рисовал, но всё это постепенно надоело ему. Во время прогулок по городу ему под руку подвернулся борщевик, тот, что принято считать ядовитым. В окрестностях Мурманска, особенно на Зелёном мысе, этого сорняка в избытке. Оказалось, его стебель отличный материал для японской флейты сякухати. «А потом началась стихия, - делится воспоминаниями мастер. - Была найдена на свалке бамбуковая удочка - появилась бамбуковая свирель, был найден гимнастический обруч, выброшенный на улицу, появились вот такие полиэтиленовые флейты. Потом пошли в ход трубки разного диаметра, разной толщины, обычно от швабр».

- Первое, что получилось из звукопроизводящих моих поделок - свирель пана, - мастер показывает на набор трубочек, перетянутых канцелярскими резинками. - Я их называю «мои сиринги», потому что такая флейта появилась в результате того, что один пан влюбился в нимфу Сирингу, и родился музыкальный инструмент.

Теперь в запасниках Владимира Финкеля есть, например, флейта, сделанная из части пылесоса, есть сборные модели, в которых роль своеобразного резонатора выполняет обычная ёлочная игрушка. В этом деле начинающему мастеру, конечно, пригодилось музыкальное образование, Владимир Маркович помимо Ленинградского института культуры закончил и Мурманское музыкальное училище, ныне колледж искусств, по специальности «дирижёр-хоровик и учитель пения». Вот только духовые инструменты в списке его профессий точно не значились.

Три семёрки - идеально!

«Здесь очень небольшая часть моих музыкальных инструментов, - говорит, перебирая разложенные на табуретке флейты, мастер. - К тому же, когда я увлёкся этим делом, у меня наступил период, в котором было много времени для этого интересного занятия. У меня скопилось флейт столько, что большую часть пришлось уничтожить, сейчас их около 200, наверное».

Большинство флейт не настроено на какой-то лад - мажорный или минорный. Тональность звучания возникает стихийно. Мастер наугад вырезает отверстия в будущей флейте, и если ему что-то не понравилось в её звучании, они закрываются. Поэтому все музыкальные инструменты имеют причудливый вид, как будто до них добрался шкодливый ребёнок, решивший поиграть с трубками в Айболита. Многие свирели перемотаны пластырем и нитками не по одному разу. «Так получается тот строй, который звучит лучше всего, ­ поясняет Владимир Маркович. - Последнее время я увлёкся металлическими флейтами. До этого боялся, всё-таки большая разница: хрупкий борщевик, который очень хорошо вибрирует, или жёсткий корпус. Потом оказалось, что всё дело в обработке и металл тоже может отлично звучать».

А ещё на инструмент мастер наносит во время работы множество пометок. Например, три семёрки означает, что свирель почти идеальная, три тройки - чуть похуже. Тут же записаны мелодии, которые можно исполнить на том или ином экземпляре, которые, несмотря на разные материалы, по сути, имеют один бессвистковый принцип, когда звук рождается благодаря положению флейты относительно подбородка и многим другим физическим параметрам. «Это вещь непростая, но зато она податливая, чуть-чуть меняешь угол наклона - меняется звук, чуть-чуть поворачиваешь свирель - и тоже меняется её звучание. На ней можно сыграть больше, чем на блок-флейтах, которые продаются в музыкальных магазинах».

Основные технические инструменты мастера - это нож да мелкозернистая наждачная бумага, набор напильников, паяльная лампа. Для создания самой нехитрой флейты из невесомого борщевика достаточно и 10 минут. Но совершенствовать каждую трубку можно бесконечно долго. «У каждой свирели свой голос, свой норов. Иные флейты требуют около получаса, чтобы к ним приноровиться, - делится секретами своего мастерства Владимир Финкель - У них срез разный, расположение дырочек разное, и они реагируют на настроение человека. Если у меня плохое настроение, они звучать не будут, но когда я устаю на работе, а с собой я ношу, как правило, три-четыре флейты, то ухожу в тихое место, достаю флейту и восстанавливаю свои силы этими вибрациями».

Концертная площадка за библиотекой

Никаких инструкций, как должны располагаться отверстия и сколько их может быть, нет, все знания и опыт приобретаются в ходе экспериментов. А звучит инструмент, вдохновлённый любовью, лучше всего на лестничных проёмах и в просторных помещениях. «Что даёт свирель? Она даёт возможность, как некий медиум, некий посредник, соединиться с пространством. Самое интересное - это попасть в незнакомое пространство и там попробовать, как она откликнется на него, - рассказывает Владимир Маркович. - Я вопрошаю, пространство мне откликается. Я иной раз делаю такие хитрые вещи: иду в библиотеку, выхожу на лестницу, издаю какой-то звук на инструменте и получаю интересные впечатления».

В планах мастера устроить концерт, для этого он уже выбрал подходящее место за Мурманской государственной областной универсальной научной библиотекой. По словам Владимира Марковича, звук мелодии там отражается от сопок и звучит невероятно проникновенно. А вдохновили на это решение музыканта случайные зрители: «Я там экспериментировал и слышу, за спиной аплодисменты раздаются - две особы молодые проходили».

Чем проще инструмент, тем больше у него возможностей, уверен Владимир Финкель, ведь нас окружают шумы машин. А вот музыку мы слышим редко. Хотя в этом и есть определённая потребность. Недаром, а особенно летом, в Мурманске на улицах частенько играют уличные музыканты.

Наша справка:

Сякухати - японская продольная бессвистковая бамбуковая флейта. Известна во всём мире благодаря своему уникальному богатейшему тембру, который может меняться от кристально-чистого до ветреного и грязного по желанию исполнителя.

В средние века на ней играли странствующие монахи комусо, впрочем, для них это был один из способов медитации. В руках комусо флейта была инструментом не столько музыкальным, сколько духовным - считалось, что через игру на ней можно достичь просветления. Звук в сякухати рождается в результате рассечения воздушного потока о кромку среза в верхней части флейты, которая называется утагути. Форма вставки, как правило, зависит от школы, к которой принадлежит мастер, изготовивший флейту. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру