«Троянский конь» в системе безопасности

24.12.2014 в 12:34, просмотров: 1534
«Троянский конь» в системе безопасности

Минтранс России разработал и издал очередной вредоносный нормативный правовой акт, применение которого на практике представляет реальную угрозу для безопасности мореплавания и стоянки судов в морском порту Мурманск.

Приказом Минтранса России от 12 августа 2014 года №222 утверждены Обязательные постановления в морском порту Мурманск (далее - Обязательные постановления) - это основной административный акт, регламентирующий безопасное плавание и стоянку судов в порту Мурманск и на подходах к нему, а также порядок в морском порту.

Этот нормативный документ имеет практическое значение как для капитанов морских судов, так и для широкого круга юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность в морском порту Мурманск.

Очевидно, что разработчики Обязательных постановлений должны быть профессионалами в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту, а также досконально знать специфику морского порта Мурманск.

Учитывая результаты нормотворческой деятельности чиновников Минтранса России за последние 10 лет, можно было ожидать, что разработанные ими Обязательные постановления в морском порту Мурманск будут нормативным актом очень низкого качества. Есть все основания полагать, что в разработке этого важного документа принимали активное участие: экс-капитан морского порта Мурманск В.Е. Платонов и его подчинённый экс-начальник Службы капитана порта В.А. Ленёв. Первый в настоящее время вышел на пенсию и уехал к себе домой на Балтику, а второй трудоустроился в Службу капитана порта «Большой порт Санкт-Петербург».

Представляется, что неоценимую помощь в подготовке Обязательных постановлений оказали чиновникам Минтранса России и многочисленные заместители капитана порта Мурманск, которые в настоящее время продолжают работать в ФГУ «Администрация морского порта Мурманск».

Результат многолетнего труда группы нормотворцев

Не вызывает сомнений, что данный нормативный правовой акт разработан вопреки требованиям законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании. Содержание и структура Обязательных постановлений не соответствует статье 14 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о портах).

В соответствии со ст. 9 Закона о портах сведения о морском порте, а также сам морской порт подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации (далее - Реестр портов).

Согласно приказу Минтранса России от 01.04.2009 № 51, ведение Реестра портов возложено на Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), которое находится в ведении Минтранса России.

Предполагается, что чиновники Минтранса России и чиновники Росморречфлота в сфере нормотворческой деятельности должны действовать в унисон. То есть сведения, содержащиеся в Обязательных постановлениях, должны быть идентичными сведениям, содержащимся в Реестре портов.

На самом деле сведения о морском порте Мурманск в Реестре портов не соответствуют сведениям о нём в Обязательных постановлениях.

Причём последние изменения в Реестр портов, касающиеся сведений о морском порте Мурманск, были внесены приказом руководителя Росморречфлота от 16 июля 2014 года № АД-271-р.

Согласно данным из Реестра портов, максимальные габариты судов, заходящих в морской порт Мурманск, не ограничены. А в соответствии с п.119 Обязательных постановлений морской порт Мурманск принимает суда длиной до 340 метров и осадкой до 17 метров.

Как говаривал однажды президент России В.В. Путин: «Вы там что, все с ума посходили?», господа чиновники Минтранса России и Росморречфлота.

Судно таких габаритов, тем более без их ограничений, невозможно поставить ни на рейде, ни у причалов морского порта Мурманск. В соответствии с п.59 Обязательных постановлений на рейде (якорное место № 2) возможна стоянка судов длиной не более 270 метров. Согласно данным из Реестра портов, максимальные габариты судов, обрабатываемых у причалов ОАО «Мурманский морской торговый порт» (осадка, длина, ширина, м): 15,73/289/43,03.

Сведения о местоположении морского порта Мурманск в Обязательных постановлениях не соответствуют данным, зарегистрированным в Реестре портов. В Обязательных постановлениях написано, что морской порт Мурманск расположен в средней и южной частях Кольского залива Баренцева моря. Порт также включает в себя четыре морских терминала: Териберка, Ура-Губа, Лиинахамари, рейдовый терминал северо-восточнее острова Колгуев.

В Реестре портов зарегистрированы следующие данные: «Россия, Мурманская область, Баренцево море, южное колено Кольского залива». То есть в Реестре портов не зарегистрированы сведения о том, что морской порт Мурманск расположен ещё и в среднем колене Кольского залива и включает в себя четыре указанных выше морских терминала.

В Реестре портов зарегистрированы сведения о 21 морском терминале, которые расположены в южном колене Кольского залива. Сведений об этих морских терминалах в Обязательных постановлениях не имеется.

Из текста этого нормативного акта следует, что в южном колене Кольского залива существуют только два терминала: Торговый терминал и Рыбный терминал. Какие-либо сведения о терминалах под такими названиями в Реестре портов отсутствуют.

В среднем и южном коленах Кольского залива расположены рейдовые перегрузочные комплексы (РПК) для перевалки нефти и нефтепродуктов.

Никаких сведений о РПК нет ни в Обязательных постановлениях, ни в Реестре портов. В соответствии со ст.14 Закона о портах в Обязательных постановлениях должны быть сведения о границах морского порта и сведения о подходах к морскому порту. В нарушение данной нормы Закона о портах эти сведения в Обязательных постановлениях отсутствуют.

Разработчики документа указали в Обязательных постановлениях только номер и дату распоряжения правительства РФ, которым установлены границы морского порта Мурманск. Но в Законе о портах русским языком написано: «сведения о границах морского порта», а не сведения о распоряжении правительства РФ, которым эти границы установлены.

Можно предположить, что в группе разработчиков Обязательных постановлений были иностранные граждане, которые плохо владеют русским языком.

«Очередная дурочка» чиновников

Согласно ч.4 ст.5 Закона о портах, подходы к морскому порту устанавливаются Минтрансом России. Отсутствие в Обязательных постановлениях сведений о подходах к морскому порту Мурманск даёт основание полагать, что они до настоящего времени Минтрансом России не установлены. Можно предположить, что разработчики Обязательных постановлений имеют смутное представление о компоновке акватории морского порта и не знают её основных элементов.

Из текста Обязательных постановлений следует, что в морском порту Мурманск отсутствуют следующие основные элементы акватории: подходной фарватер, внешний и внутренний рейды, входной рейд, разворотный круг, операционные акватории, рейды для производства погрузочно-разгрузочных операций, внутренние судовые ходы и т.д. В Обязательных постановлениях отсутствуют сведения об отведённых рейдах для стоянки карантинных судов, судов с опасными грузами, судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), аварийных судов, плавучих буровых платформ и буровых судов.

В ближайшее время планируется интенсивное освоение арктического шельфа, а рейды для стоянки плавучих буровых платформ и буровых судов в акватории морского порта Мурманск не предусмотрены.

Приказом Минтранса России от 05.08.2014 № 219 в акватории морского порта Мурманск определён район якорной стоянки для задержанных или арестованных судов, однако сведения об этой якорной стоянке в Обязательных постановлениях отсутствуют.

В приложении № 4 к Обязательным постановлениям приведены сведения о якорной стоянке в морском порту Мурманск. Обширная акватория, отведённая под якорную стоянку, простирается почти до мыса Ретинский в среднем колене Кольского залива. Но в этой обширной акватории для стоянки судов отведено всего два якорных места (№ 1 и № 2) в южном колене Кольского залива, без указания их судовместимости.

Согласно п.58 Обязательных постановлений, на якорной стоянке № 1 осуществляется стоянка судов валовой вместимостью до «3000». Это значение вместимости судна, без единицы измерения, определяется по правилам Международной конвенции по обмеру судов 1969 года и не даёт представления о фактических габаритах судна. Для определения судовместимости якорной стоянки важно знать именно габариты судна, то есть его осадку, длину и ширину.

В силу ч.4 ст.14 Закона о портах Обязательные постановления должны содержать «сведения о технических возможностях морского порта в части приёма судов». В п.120 Обязательных постановлений написано, что такие сведения содержатся в приложении № 2. На самом деле в приложении № 2 приведены только сведения о географических координатах каждого причала морского порта Мурманск и о проектных глубинах у причалов.

Представляется, что в данном случае чиновники Минтранса России в очередной раз «запустили дурочку».

Согласно ст.14 Закона о портах, Обязательные постановления должны содержать «сведения о глубинах акватории морского порта и на подходах к нему». В нарушение данной нормы Федерального закона чиновники Минтранса России предлагают получать данные сведения на сайте ФГУ «Администрация морского порта Мурманск», то есть через «Интернет» (п.121 Обязательных постановлений).

Зачем обманывать?

За последние два года сведения о глубинах акватории морского порта Мурманск, а также сведения о предельных допустимых осадках судов на сайте ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» не публиковались. В приложении № 2 к Обязательным постановлениям указаны проектные глубины у причалов морского порта Мурманск.

Следует полагать, что разработчики Обязательных постановлений не имеют представления о классификации глубин у причалов морского порта. Очевидно, что разработчики Обязательных постановлений вводят мореплавателей в заблуждение относительно фактических глубин у причалов морского порта Мурманск.

Проектная глубина не обеспечивает безопасную стоянку судна у причалов морского порта. Это основной габарит выемки грунта при производстве дноуглубительных работ. Для мореплавателей важна навигационная глубина, обеспечивающая подход к причалу, стоянку у него и отход от причала расчётного судна при самых неблагоприятных погодных условиях.

Такое баловство с глубинами у причалов морского порта Мурманск недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Сведения о фактических навигационных глубинах у причалов очень важны для капитанов судов, обрабатываемых в морском порту Мурманск.

Например, у причалов №№ 4,7,9,10,13 ОАО «Мурманский морской торговый порт» производится погрузка судов типа «Панамакс». Навигационные глубины у этих причалов не обеспечивают безопасную стоянку данных судов в полном грузу на малую воду. Догрузка судов производится на приливе, и с наступлением полной воды суда должны быть отведены от причала на рейд.

Предвычисленные по Таблицам приливов высоты уровней акватории в порту Мурманск не совпадают с фактическими уровнями. Необходимо учитывать поправку «Мареографа».

Сведений об этих важных обстоятельствах в Обязательных постановлениях не имеется.

Аварийного плана нет

Морской порт Мурманск является базовым портом для гражданских судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Здесь расположено ремонтно-технологическое предприятие по обслуживанию атомных судов. В Обязательных постановлениях нет ни слова о радиационной безопасности морского порта Мурманск при заходе и стоянке судов с ядерными энергетическими установками.

Докование атомных ледоколов производится в плавдоке ОАО «Мурманский судоремонтный завод Морского флота» (СРЗ МФ), а это практически центр города Мурманска. В силу ч.3 ст.41 ФЗ «Об использовании атомной энергии» (от 21.11.1995 № 170-ФЗ) администрация морского порта, в который разрешён заход атомных судов, должна располагать Планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на его территории, в случае аварии на таких судах и обеспечивать при необходимости его реализацию (Портовый аварийный план). Сведения о Портовом аварийном плане и о мероприятиях по его реализации в Обязательных постановлениях отсутствуют.

Нет сведений в Обязательных постановлениях и о мероприятиях по выводу аварийного атомного ледокола из плавдока СРЗ МФ и буксировке его на отдалённую якорную стоянку. В Обязательных постановлениях отсутствуют сведения о мероприятиях по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ в акватории порта Мурманск.

В документе отсутствуют правила оформления стоечных судов, к которым относятся плавдоки, плавмастерские, плавгостиницы, плавучие нефтехранилища, суда АТО.

Нет сведений о правилах оформления судов на холодный отстой и в эксплуатационный резерв в акватории морского порта Мурманск.

В Обязательных постановлениях отсутствуют сведения о правилах проведения пассажирских операций в морском порту Мурманск.

Вредоносный нормативный правовой акт

Морской порт Мурманск - это милитаризованный порт. Штампы и клише для разработки Обязательных постановлений, выработанные чиновниками Минтранса России, здесь не подходят.

В Кольском заливе, в том числе в акватории порта Мурманск, все суда должны совершать переходы только по установленным путям движения судов, объявленным в Руководстве «Режим плавания в Баренцевом, Белом и Карском морях» (сводное описание), адмиралтейский № 4140, с соблюдением правил, изложенных в п.5.3.10 «Особые правила плавания в Кольском заливе».

Все выходы судов из порта Мурманск, заходы судов в порт Мурманск, переходы по Кольскому заливу совершаются только по оповещениям, которые даются соответствующей оперативной дежурной службой. Например, оперативным дежурным Кольской флотилии разнородных сил (ОД Кол.Фл.РС).

Эти важные для капитанов судов, судовладельцев и судовых агентов сведения в Обязательных постановлениях отсутствуют.

Минтранс России разработал и издал очередной вредоносный нормативный правовой акт, применение которого на практике представляет реальную угрозу для безопасности мореплавания и стоянки судов в морском порту Мурманск.

Представляется, что есть смысл предложить разработчикам Обязательных постановлений прочитать басню И.А. Крылова «Щука и Кот», в которой говорится о зубастой щуке, которой в мысль пришло за кошачье приняться ремесло. 


|