Казалось бы, что общего между Виктором Сахаром, главным урологом Мурманской области, и художником эпохи возрождения Леонардо да Винчи. Искусство, скажу я вам. И, наверное, прогресс. Как и художника, нашего современника врача любой может обидеть. Обидеть своей безграмотностью и, как бы это помягче выразиться, «хватательным рефлексом». Мы хотим, чтобы нас вылечили здесь, сейчас и бесплатно. Как Эллочки Людоедочки, заворожено смотрим на рекламу чудо-таблеток от всего на свете. От простатита, от цистита… А тем временем у нас под носом в областной клинической больнице имени Баяндина доктора уже готовы взять на вооружение робототехнику. А именно - аппарат «Да Винчи». Нашлось бы финансирование для такого смелого проекта. Подробнее об этой современной хирургической системе мы расскажем позже. А пока отправимся следом за Виктором Сахаром в отделение, которым он заведует.
Путешествие дилетанта по больничным коридорам
Путешествовать мы будем по областной клинической больнице имени Баяндина. А начнем с отделения урологии, не простого, а «литотрипсии и эндоурологии». Сразу два незнакомых широкой публике названия, хотя отделение открылось больше 10 лет назад - в 2002 году. Литотрипсия - разрушение камня в полом органе. А эндоурология - раздел урологии, изучающий методы лечения с помощью эндоскопических приборов и инструментов. Снова непонятно? Заведующий отделением и главный уролог области Виктор Сахар разрешает нам заглянуть в святую святых - операционную. Он торопит гостей: операция выполняется за считанные минуты, если будем мешкать - не успеем.
Лазер вместо скальпеля
И вот мы на месте. Эндоскопическая операционная. Белоснежный интерьер, стерильные халаты и маски. А в остальном, все иначе. Самое поразительное, что пациент на операционном столе находится в сознании. Вокруг - бригада хирургов и ассистентов. Они проводят манипуляцию, не прекращая разговаривать с ним. А все происходящее с больным органом можно наблюдать на экране монитора. Общий наркоз не требуется, только местный, поскольку вмешательство малотравматичное. Малоинвазивное, как сказали бы доктора. В отличие от обычных, они не требуют разрезов, и доступ к больному органу осуществляется через небольшие отверстия. Кандидат медицинских наук, врач высшей категории Дмитрий Темкин объясняет нам, дилетантам, суть происходящего: «Вот сейчас вы видите эндоскопическую операцию. Она выполняется через уретру. У пациента – опухоль мочевого пузыря. Также эту операцию можно выполнить при помощи лазерного источника света. Тогда она будет называться лазерная абляция».
Возьмем другую распространенную патологию - аденома (опухоль) предстательной железы. 20 лет назад пациентам на поздних стадиях болезни предлагали сложную, под общим наркозом операцию - аденомэктомию. Сегодня скальпель хирурга также заменил лазер. Наверняка, такие «абляции» - для избранных и, скорее всего, платно. И это главное заблуждение дилетанта в отношении современной медицины. Нет, поправляют нас. Попасть на такую операцию можно абсолютно бесплатно - по квоте, заручившись направлением из поликлиники. В год в этом отделении хирурги выполняют более тысячи эндоскопических операций.
Камнедробильная машина
Из-за стены мы слышим методичный стук. Что это? Камнедробильная машина. Тот самый загадочный литотриптер - израильский аппарат «Nova-Nova». Он измельчает камни в почках и мочевом пузыре под контролем УЗИ и рентгеновского наведения. Впрочем, вокруг нас в современной жизни столько умных машин и электроники, что мы не удивляемся возможностям аппарата. А вот выражение лица пациентки нас поражает. Женщина улыбается. На ее лице - макияж и полное умиротворение. Значит, не больно? «Нет, - заверяет нас Виктор Сахар. - Настолько не больно, что даже местное обезболивание не требуется». Пациентка лежит на операционном столе. Два контрольных аппарата лоцируют (находят) камень. Это ультразвуковой и рентгеновский аппараты. Потом за счет электромагнитного разряда волн проводится разрушение камня, и он выводится из организма естественным образом. Так что уже через сутки пациент может быть выписан из стационара.
Дневной стационар
Открывать дневные стационары при уже существующих отделениях - это новая «фишка». Простите, новая форма оказания медицинской помощи. Вернее, медицинской услуги. Как не крути, мы живем в эпоху страховых. И чиновники от здравоохранения, и главные врачи больниц вынуждены считать деньги. На ум приходит устойчивое словосочетание - «валяться в больнице». Как правило, речь в этом случае шла исключительно о плановой госпитализации. Человек приходил в больницу на своих двоих и то и дело старался отпроситься у лечащего доктора домой - в промежутках между анализами и процедурами. Теперь это анахронизм. В дневном стационаре не предусмотрено круглосуточного пребывания, и сроки госпитализации меньше. Но есть все необходимое для проведения малой урологические манипуляции. Есть несколько палат, в том числе оборудованных хирургическими кроватями. Есть операционная, специальный шкаф с вытяжкой для приготовления химических препаратов против опухолей. Здесь же выполняют биопсию предстательной железы. Конечно, медицинский пистолет, с помощью которого делают эту манипуляцию, выглядит устрашающе, но врачи утверждают: это не больно, к тому же - информативно. Пять дней - на гистологическое исследование тканей, и становится ясно, есть у пациента рак или нет.
Рентгенохирургия в урологии
Рак. Страшный диагноз. Но наука все время - в поиске способов если не вылечить, то хотя бы замедлить рост опухоли. С одним из таких, широко используемых в урологии, нас познакомил хирург отделения рентгенохирургических методов Сергей Штольдер. Операция называется эмболизация. В данном случае артерии почки - под местной анестезией. И снова ощущение нереальности происходящего. Пациент в сознании. На мониторе видно, как кровеносный сосуд сначала пульсирует, а потом словно замирает. «В этом и есть смысл операции: обескровить больной орган - как бы закрыть, запечатать проблему, - объясняет нам Сергей Штольдер. - Ведь если опухоль не будет получать кислород и питательные вещества, она перестанет расти».
Рентгенохирурги - это специалисты, которые диагностируют и лечат различные патологические состояния при помощи миниатюрных инструментов, наблюдая за процессом под рентгеновскими лучами. Гигантскую операцию проводят в считанные минуты, используя маленькие проколы и почти незаметные разрезы. В результате пациенты, которых двадцать лет назад считали безнадежными, получают шанс выиграть у болезни время, избавиться от страданий. Здесь также под контролем рентгеновского оборудования быстро и без боли проводят эндоваскулярные операции при варикоцеле (варикозном расширении вены семенного канатика, которое зачастую является причиной бесплодия). В стационаре больной находится от 1 до 3 дней.
Модное слово - инновации
В результате нашего путешествия по областной больнице мы приходим к выводу: и с модернизацией, и с инновациями у нас все нормально. И пусть все эти ультрасовременные и высокотехнологичные операции входят в некий диссонанс с обшарпанным подвалом, через который попадаешь в больницу. Но будем считать это тяжелым наследием прошлого. В конце концов, так нагляднее видно, как было, и как стало. Но вернемся к модному слову «инновация». Казалось бы, знакомый теперь уже каждому компьютерный томограф. Практически любой читатель знает, что это чудо техники внешне похоже на саркофаг. Ложишься, и тебя сканируют шаг за шагом. Но, оказывается, под контролем мультиспирального компьютерного томографа, который появился в отделении лучевой диагностики в 2013 году, можно выполнять хирургические манипуляции.
Врач отдела лучевой диагностики Юрий Пикалов объясняет нам суть инновации: «Новую методику мы опробовали в августе. Раньше пункцию кисты почки выполняли под контролем УЗИ. Но тут был очень сложный случай, поэтому решили использовать томограф. И с помощью этого аппарата у нас все быстро и легко получилось. Сохранился фотоотчет о новом методе. Мы можем видеть, как пациента уложили на стол, сделали обезболивание, а дальше под навигацией томографа урологи пунктировали иглой кисту - точно в центр. Как только ее содержимое было извлечено, внутрь ввели спирт, от которого стенки полости, образно говоря, съежились. Или склерозировались, как сказали бы медики. После пункции пациент отправился в палату самостоятельно. Фантастика, да и только. Но и это не предел. Главный уролог Мурманской области Виктор Сахар нацелен на внедрение инновационной робототехники».
Четыре руки вместо двух
Первый прототип робота-хирурга появился в конце 80-х годов ХХ века в результате разработок методов удаленной хирургической помощи для нужд космонавтики. В настоящее время в мире внедрено более 1000 подобных аппаратов в ведущих мировых клиниках, но из всего многообразия наши урологи остановили свой выбор на роботизированной хирургической системе «Да Винчи» («Da Vinci»). Движения руки хирурга, управляющего роботом, преобразуются в сверх-точные движения инструментов, и при этом исключается нормальное физиологическое дрожание рук. Более того, в робототехнике «Да Винчи» хирург одновременно включает в работу 4 «руки» хирургического манипулятора. Плоскость вращения инструмента увеличивается от 180 до 270 градусов. Во время операции хирург видит операционное поле не в плоскостном, а в объемном изображении, которое выводится на экран монитора с возможностью многократного увеличения и с высокой степенью разрешения. При этом врач находится в удобном положении за эргономичным пультом. Таким образом снижается естественная утомляемость хирурга. Одним словом, одни плюсы. Единственный минус - астрономическая цена. Но это уже головная боль тех, кто отвечает за модернизацию.
В следующем номере «МК в Мурманске» на вопросы наших северян ответит Антонина Муритова, уролог отделения урологии высшей квалификационной категории. Вы можете оставлять вопросы на сайте областной клинической больницы им. Баяндина в разделе «Обратная связь».