МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Мурманск

Роспотребнадзор: пошаговая инструкция для защиты прав потребителей северян

Знание своих прав и способов их защиты позволит потребителю эффективно отстаивать свои интересы в случае их нарушения. фото: архив мк в Мурманске.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставляет гражданам возможность защищать свои права как в досудебном, так и в судебном порядке. Роспотребнадзор Мурманской области рассказал, что досудебный порядок, или претензионное производство, направлен на самостоятельное урегулирование спора между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем), позволяя быстро восстановить нарушенные права без обращения в суд.

Российское законодательство дает потребителю право выбора:

1. Предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю).

2. Обратиться с иском в суд, не прибегая к предварительному предъявлению требований.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ также закрепляет право на судебную защиту. Важным аспектом является освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исками, связанными с защитой их прав.

Кто может обратиться в суд в защиту прав потребителей:

Помимо самого потребителя, в суд могут обратиться:

  • Роспотребнадзор и его территориальные органы.
  • Иные органы (например, прокуратура) в случаях, установленных законом.
  • Органы местного самоуправления.
  • Общественные объединения потребителей, имеющие статус юридического лица.

Преимущества досудебного урегулирования:

В ряде случаев, прежде чем обратиться в суд, потребителю необходимо пройти стадию досудебного урегулирования спора. Претензионное производство имеет ряд преимуществ:

  • Оперативность и отсутствие дополнительных расходов (оплата услуг представителя, экспертизы).
  • Возможность быстро установить обстоятельства спора и восстановить нарушенные права.
  • Предъявление претензии не приостанавливает и не прерывает течение срока исковой давности.

Обязательный досудебный порядок:

Хотя Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает обязательный досудебный порядок, он может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, например:

  • Услуги почтовой связи и связи в целом.
  • Перевозка пассажиров и багажа внутренним водным транспортом.
  • Выплата страхового возмещения по ОСАГО.
  • Претензии по качеству туристского продукта к туроператорам.

Договорное условие об обязательном досудебном порядке, если он не предусмотрен законом, является ничтожным.

Исковая давность и выбор суда:

Потребитель вправе обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания, по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала) или по месту жительства ответчика (индивидуального предпринимателя). Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза или пассажиров внутренним водным транспортом.

Оформление претензии:

Претензия составляется в произвольной письменной форме в двух экземплярах на имя продавца (исполнителя, изготовителя). В ней указывается суть требований, факт отказа в удовлетворении устных требований, а также требование добровольного удовлетворения прав потребителя. Претензия передается адресату лично с отметкой о получении на втором экземпляре или отправляется заказным письмом с уведомлением.

Предъявление претензии не является обязательным, но рекомендуется как способ конкретизировать требования к ответчику и зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя. Знание своих прав и способов их защиты позволит потребителю эффективно отстаивать свои интересы в случае их нарушения.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах