МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Мурманск

Валерий Гут: чувство вины, долга и стыда может быть сигналом, что вами манипулируют

Валерий Гут: чувство вины, долга и стыда может быть сигналом, что вами манипулируют. Фото: архив МК в Мурманске.

Случалось ли у вас так, что коллега просит вас помочь ему с проектом, но в итоге вместо небольшой части вам приходится делать его работу самому, причем в ущерб себе? Присмотритесь к своему коллеге, возможно, он манипулирует и использует вас.

Сегодня «МК в Мурманске» совместно с кандидатом психологических наук, основателем Института Адаптивного Интеллекта Валерием Гутом расскажет о том, как распознать, что ваш коллега – манипулятор, и как не поддаваться его манипуляциям.

Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие, цель которого — заставить человека сделать то, что ему невыгодно. На работе манипуляции со стороны коллег или начальника вредят продуктивности и психологическому здоровью окружающих.

Самыми распространенными манипулятивными техниками являются «дверь в лицо» и «нога в двери».

Валерий Гут поясняет: «Техника «дверь в лицо» основана на контрасте. Сначала манипулятор просит о чем-то заведомо невыполнимом, после чего следует более скромная просьба, которая и является истинной целью. Например, руководитель просит поработать сверхурочно в выходные, а затем предлагает поработать всего пару часов вечером».

Исследования Роберта Чалдини (1975) показали, что такая последовательность увеличивает вероятность согласия на меньшую просьбу почти в три раза. В эксперименте участников сначала попросили стать волонтерами на два года, а затем сопроводить группу подростков в зоопарк на два часа. Половина участников согласилась на вторую просьбу после отказа от первой, в то время как в контрольной группе, где сразу предлагали поездку только в зоопарк, согласились только 16,7%.

Это работает, потому что отказ от большой просьбы создает чувство вины. Кроме того, согласие на меньшую просьбу позволяет нам выглядеть отзывчивыми и ответственными в своих глазах и глазах просящего.

«Техника «нога в двери» действует по принципу последовательности. Здесь манипулятор начинает с небольшой, легко выполнимой просьбы. Получив согласие, он предлагает что-то более серьезное, связанное с первым. Например, коллега просит помочь с одним слайдом презентации, а затем подготовить всю презентацию, аргументируя это вашей компетентностью», — добавляет эксперт.

Важно отметить, что в рабочих отношениях существуют и другие виды манипуляций, например, такие как отсылка к авторитету или игра на чувстве вины.

Как распознать манипуляцию?

В общении с манипулятором вы можете чувствовать подвох, но списывать это на симпатию к человеку, его обаяние или кажущуюся беззащитность. Тревожными сигналами могут служить беспричинное чувство вины, долга, стыда или страха во время разговора.

О манипуляции также говорит ситуация, когда мы жертвуем своими интересами в угоду чужим. Например, пропускаем обед, чтобы помочь коллеге, или избегаем общения с кем-то, кто не нравится начальнику.

«Манипуляторы видят в окружающих инструменты для достижения своих целей и могут не осознавать своих действий. Часто это люди с психологическими травмами или проблемами с доверием. Человек, выросший в семье, где манипуляции были нормой общения, просто не знает другого способа взаимодействия», — отмечает Валерий Гут.

Как противостоять манипуляциям?

Один из эффективных способов противодействия манипуляции — задавать уточняющие вопросы. Они позволяют прояснить ситуацию и вернуть контроль над ней. Например, такие вопросы как: «Почему именно я должен это делать?», «Какие есть альтернативы?», «Можно ли реально успеть в такие сроки?». Такие вопросы выводят разговор из зоны неосознанного подчинения и помогают увидеть скрытую выгоду собеседника.

Еще один важный навык — умение выстраивать границы. Например: «Я могу подключиться, но только в рамках вот этого объема», «Не смогу взять проект — у меня уже есть другие обязательства». Это демонстрирует готовность к сотрудничеству, но при этом ясно обозначает пределы вашей вовлеченности. Умение говорить «да, но» или «нет» с уважением к себе и другим — ключевой элемент психологической устойчивости на работе.

«Необходимо минимизировать общение с манипуляторами и разделять свою и чужую ответственность. Самый эффективный способ защиты — это твердое «нет». Нужно сказать это вежливо, но решительно», — рекомендует кандидат психологических наук.

Важно помнить, что пока у нас есть слабые места, найдутся те, кто попытается ими воспользоваться. Как отметил Дэниел Гоулман, эмоциональная реакция часто опережает рациональное осмысление ситуации. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, понимать свои желания и потребности, а также мотивы поведения окружающих. Это поможет сформировать внутренний стержень, который не позволит манипуляторам управлять вами. Ведь манипулировать человеком с твердыми принципами и четким пониманием своих целей крайне сложно.

Ранее «МК в Мурманске» писал о том, что детские травмы могут привести к эмоциональному истощению в отношениях северян.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах