МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Мурманск

Рыба по-министерски

Будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег

По состоянию на 30 декабря 2014 года, по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, общий вылов водных биоресурсов на Северном бассейне составил 568,7 тысячи тонн, что меньше показателя 2013 года на 34,6 тысячи тонн.

Трески добыто 433 тысячи тонн, что на 6 тысяч тонн больше уровня прошлого года. Вылов пикши составил 78,3 тысячи тонн, на 4,9 тысячи тонн ниже показателя 2013 года, мойвы - 25,7 тысячи тонн, что на 35 тысяч тонн меньше, чем в прошлом году. Причины недолова: национальные квоты пикши и мойвы на 10,4 тысячи тонн и 55 тысяч тонн соответственно меньше уровня прошлого года.

В то же время за январь-ноябрь прошлого года улучшились финансовые результаты в рыболовстве и рыбоводстве (на 5,5%) Мурманской области. Основная сумма прибыли региона получена предприятиями добывающей промышленности (39,5% в структуре прибыли), обрабатывающих производств (31,1%), рыболовства и рыбоводства (13,6%).

Позитивные последствия продовольственных антисанкций

В преддверии нового года в Росрыболовстве состоялся брифинг заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова с представителями ведущих средств массовой информации. Мероприятие было посвящено предварительным итогам деятельности Росрыболовства в 2014 году. На встрече обсуждались значимые события уходящего года и перспективы развития отрасли в новом году.

Руководитель Росрыболовства озвучил основные отраслевые показатели 2014 года. Объём общего вылова водных биоресурсов по состоянию на 22 декабря составил 3 млн 982,3 тысячи тонн. Он отметил, что, несмотря на незначительное отставание от уровня 2013 года - на 2,5%, в целом год был позитивным. «Российской рыбы будет достаточно, чтобы насытить внутренний рынок и часть её отправить на экспорт», - отметил Илья Шестаков.

Вместе с тем он подчеркнул, что освоение квот на добычу (вылов) водных биоресурсов в 2014 году выше, чем в 2013 и 2012 годах, когда освоение было на уровне 72,3%. В этом году этот показатель достиг 74,8%. «Это значит, что эффективность российских рыбопромышленников повышается», - пояснил Илья Шестаков.

Объёмы экспорта российской рыбы в 2014 году снизились более чем на 13%, импорт сократился на 4,6%.

По словам Ильи Шестакова, несмотря на то, что в нынешних экономических условиях (в частности, в условиях дешевеющего рубля), возможно, производители рыбной продукции предпочитают наращивать экспорт, однако необходимости вводить запрет на зарубежные поставки нет.

Он отметил позитивные последствия продовольственных антисанкций России для рыбной отрасли - наконец ритейлеры стали активнее работать с рыбаками. Для стимулирования переориентации отечественных рыбодобытчиков с экспортных поставок на внутренний рынок важно решить масштабную задачу - создать портовую инфраструктуру. В первую очередь стоит вопрос о повышении эффективности работы специализированных рыбных портов, где на перевалку рыбы приходится около 7% всего грузооборота.

Росрыболовство разработало проект субсидирования процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам, на эти цели планируется выделить около 400 млн рублей в 2015 году и примерно по 600 млн рублей в 2016-2017 годах. Сейчас разрабатываются альтернативные предложения, среди которых - компенсация капитальных затрат предпринимателям.

На встрече также были затронуты вопросы ветеринарного контроля, электронной ветсертификации, качества отечественной рыбы и её доступности.

«Таможенная амнистия» для «незаходных»

В декабре 2014 года в режиме видеоконференции состоялось и очередное заседание Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству. В ходе мероприятия обсуждались предложения Росрыболовства по модернизации «исторического принципа» закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

В связи с этим Росрыболовством разработан и вынесен на обсуждение отраслевому сообществу комплекс предложений по внесению изменений в отраслевую нормативную правовую базу.

Предлагается сохранить «исторический принцип» распределения долей квот и увеличить срок их закрепления исходя из принципа окупаемости строительства новых судов. Так, в рабочей версии поправок указан срок 25 лет. Для повышения эффективности освоения водных биоресурсов предлагается повысить порог освоения квот с 50% до 70% в течение двух лет подряд.

Освоение должно осуществляться пользователями в объёме не менее 70% на судах, находящихся в собственности или в финансовом лизинге. При этом предусмотрена возможность эксплуатации судов внутри одной группы лиц. Предполагается, что данная мера позволит решить проблему так называемых «квотных рантье».

Для обновления рыболовецкого флота и привлечения судов в российские порты планируется провести «таможенную амнистию» для «незаходных» судов, то есть освободить от налогообложения рыбопромысловые суда, построенные и отремонтированные за рубежом до 1 сентября 2018 года. Предполагается, что суда, не прошедшие процедуру таможенного оформления, будут лишены права на вылов.

Одна из самых обсуждаемых инициатив касается изменения законодательства, регулирующего прибрежное рыболовство. С учётом состоявшихся ранее обсуждений данное предложение находится на доработке в Росрыболовстве. Основная задача планируемых изменений - стимулирование увеличения объёма поставок рыбы на российский берег.

По итогам обсуждения члены Общественного совета положительно оценили увеличение периода закрепления долей квот, но вместе с тем рекомендовали совместно доработать проект поправок, особенно в части регулирования прибрежного рыболовства. «Наша задача - помочь Росрыболовству в доработке представленных инициатив и подготовить предложения, в которых будут учтены и интересы рыбаков, и задачи по развитию рыбохозяйственной отрасли в целом», - подытожил председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Родин.

В завершение встречи членами Общественного совета решено провести очередное заседание в марте 2015 года.

Законодательный кнут для рыбы

В конце прошлого года заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в интервью журналу «Рыбное хозяйство» отметил, что ведомство предлагает ограничить прибрежное рыболовство лишь техническими характеристиками судна, а также запретить перегрузку уловов водных биоресурсов для того, чтобы рыба доставлялась на берег.

- Тонких моментов в этом вопросе немало, и сейчас мы активно обсуждаем их с отраслевым сообществом, - сказал Илья Васильевич. - Не исключаем, что с учётом консультаций предлагаемый механизм будет скорректирован. Но в любом случае будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег.

Как отметил руководитель Федерального агентства по рыболовству, в законопроекте, как предполагается, будет прописано, при освоении каких видов водных биоресурсов должны использоваться рыбопромысловые участки для морского промысла и для пресноводных водоёмов. Всё остальное можно будет ловить вне участков в рамках правил рыболовства. «Дело в том, что давно стоит проблема, когда контролирующие органы ограничивают лов вне РПУ, но ведь не все виды можно ловить на РПУ - многие мигрируют из одной части водоёма в другую. Рассчитываем, что нововведения облегчат работу рыбаков», - отметил Илья Шестаков.

- А какие меры предлагаются для решения проблемы «незаходных» судов?

- Обсуждается вопрос об освобождении от налогообложения «незаходных» судов рыбопромыслового флота, построенных и отремонтированных за рубежом. После проведения налоговой амнистии, с 2019 года предлагается лишать прав на добычу рыбы на судах, не прошедших таможенную очистку. Эта мера должна положительно сказаться на развитии российских портов и судоремонтных заводов, даст дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Состояние рыбопромыслового флота - это вообще один из самых сложных вопросов. Большая часть судов физически изношена и морально устарела. Необходимо совместными усилиями различных ведомств и бизнеса возрождать отечественное судостроение.

- Рыбаки неоднократно отмечали, что им нередко проще везти улов в иностранные порты именно из-­за неразвитости профильной портовой инфраструктуры.

- Развитие инфраструктуры рыбных портов - одна из важнейших задач, нашим рыбакам должно быть удобно и выгодно обслуживаться в российских портах. К сожалению, сегодня зачастую собственники портов не развивают свои предприятия и пренебрегают перегрузкой рыбной продукции в угоду другим, более доходным грузам. Конечно, такое положение дел не соответствует государственным интересам и задачам, поставленным перед рыбохозяйственным комплексом. Нужно добиться увеличения объёмов перевалки рыбы в российских портах.

Если говорить об условиях отгрузок рыбы на внутренний рынок, то важной задачей здесь также является снижение административных барьеров, в том числе в области ветконтроля. По нашей информации, позитивные изменения в этом направлении уже происходят. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах