Почти за десять лет со дня его принятия Госдумой в него вносили корректуры более 20 раз и почти всегда существенные. Сегодня в Госдуме обсуждают новые поправки ЖК - о лицензировании управляющих компаний и ТСЖ.
Сергей Веллер, депутат Совета депутатов города Мурманска, дал свою оценку этим поправкам: «Это может привести к тому, что система обслуживания жилых домов в Мурманске рухнет».
- Мы привыкли жаловаться на управляющие компании. Они или вовремя мусор не вывозят, или лампочки не вкручивают, или про текущий ремонт забыли, - говорит Сергей Борисович. - И даже если лампочки в подъездах есть, а мусора во дворах нет, всё равно что-то да нас смущает, например, цифры в квитанциях. Довольных жилищной сферой не бывает почти никогда. Поэтому городские власти и прокуратура объявляли борьбу с недобросовестными управляющими компаниями, инициировали регулярные проверки, а нерадивых руководителей наказывают существенными штрафами. И вроде бы лицензирование управляющих компаний и ТСЖ - это ещё один инструмент контроля их работы, однако специалисты убеждены, что через сито лицензирования пройдут немногие, а те, кто пройдут, могут быть устранены методами нечестной конкуренции теми, для кого любые средства хороши.
В проекте закона предполагается, что лицензирование должны пойти как компании, которые занимаются управлением жилого дома, так и организации, оказывающие услуги. Например, после принятия поправок любая организация, которая обслуживает теплоцентры, должна будет иметь кроме той лицензии, которая у них уже есть, ещё и лицензию на обслуживание теплопунктов в жилых домах. А чем отличается теплопункт в доме от теплоцентра на предприятии? Это одно и то же. Зачем вводить дополнительное лицензирование? Получается, что смешиваются понятия по управлению домом и по оказанию услуг, что, в общем-то, меняет логику Жилищного кодекса.
- Но ведь часть экспертов утверждает, что введение лицензирования преследует цель вытеснить с рынка недобросовестные управляющие компании?
- Мы знаем, что сегодня в этой сфере есть масса нарушений. Но внесение дополнительного раздела в Жилищный кодекс может привести к новому витку коммунальных войн. Например, в проекте прописаны такие сомнительные положения, что если в течение года на управляющую компанию составляются два административных протокола за те или иные нарушения, то она лишается лицензии по этому дому. И разве проблема сегодня, учитывая состояние нашего жилищного фонда, организовать, я подчёркиваю, именно организовать пару жалоб, по которым будут приняты административные меры? В данном случае я говорю про недобросовестную конкуренцию. Сегодня придёт любая управляющая компания - конкурент, которой данный дом понравится, она организует два, а для надёжности три-четыре звонка или жалобы, из которых по двум будет принято положительное решение об административном наказании действующей управляющей компании. И она через некоторое время лишится по этому дому лицензии.
- И так можно до бесконечности?
- Да, такая процедура или «война» может вестись до бесконечности. Более того, если у управляющей компании отозваны лицензии по 15 процентам жилищного фонда, то она полностью лишается лицензии. Такие вещи прописаны в поправках Жилищного кодекса. А если это небольшая компания, у которой, например, шесть домов, то достаточно лишить её лицензии на обслуживание всего лишь одного дома, и компания рухнула совсем. Мы же все видели, как происходит передел в этой сфере, захват этого рынка. И вот это может повториться. Эти поправки направлены на то, чтобы загрузить Госжилинспекцию работой и подтолкнуть к недобросовестной конкуренции руководителей компаний.
- В итоге может остаться монополист, который сможет всех под себя подмять?
- Конечно, хотя не хотелось бы наблюдать таких событий. Опять же, вся логика действующего Жилищного кодекса настроена на то, чтобы не допустить монополии в жилищной сфере. Я думаю, что сейчас нужно как можно больше создавать ТСЖ. Товарищества собственников жилья должны сами управлять своим домом. Сегодня уже ясно, что меньше всего проблем там, где действуют ТСЖ и ЖСК, и жалоб там меньше, и нарушений.
- А сколько у нас в Мурманске ТСЖ? Десятки?
- Нет, речь идёт о сотнях.
- Но в связи с лицензированием возникает вопрос, а какие же это будут лицензированные управляющие компании в наших отдалённых и полузаброшенных посёлках? Кто туда пойдёт? Или там будут создаваться муниципальные управляющие компании?
- Опять же - нет, с 2005 года мы от этого стараемся уходить. Жилищный кодекс стимулирует другие формы управления домами, кроме как муниципальные предприятия. Напомню, что 185 ФЗ через Фонд содействия реформирования ЖКХ выделял деньги на капитальные ремонты домов тем муниципалитетам, где была обеспечена самая маленькая доля муниципального управления домами, а лучше, чтобы её совсем не было. Правда, Мурманск из этого Фонда финансирование получал всего один раз.
- А ТСЖ тоже нужно получать лицензию?
- Да, если будут приняты поправки. И на них будут распространяться все положения, о которых мы уже говорили: те же два административных дела ставят действующее ТСЖ в положение самороспуска или подталкивают к тому, чтобы нанять управляющую компанию или поменять председателя. Представьте, сейчас работают сотни ТСЖ, каждое из которых обслуживает большой дом, а это сложное инженерное сооружение, специалистам товарищества нужно обладать серьёзными инженерными знаниями в разных сферах. Теперь председателей ТСЖ обяжут проходить обучение, потому что аттестация специалистов - это условие получения лицензии. Вы представьте, как это сложно: люди должны подготовиться, сдать экзамен в уполномоченном органе.
- Так, может, это хорошо?
- С одной стороны, да. Но давайте посчитаем. В одном Мурманске шесть тысяч жилых домов. Представьте, если все они ТСЖ. И шесть тысяч председателей ТСЖ должны будут пройти обучение и раз в три года аттестоваться. Простой расчёт: это 2 тысячи в год, по 10 человек ежедневно, должны сдавать экзамен. А кто-то не с первого, а со второго или третьего раза сможет его сдать. Вот и считайте. 15-20 человек ежедневно должны будут сдавать экзамен. Это же какая нагрузка для ГЖИ. Если так, то нужно предусмотреть отдельную экзаменационную комиссию, помещения, оборудование для этого процесса.
- Сергей Борисович, то есть вы как законодатель нас сейчас убеждаете в том, что законы, которые принимаются на высоком уровне - уровне Госдумы, не совсем проработаны. В чём причина?
- Вы знаете, если бы я был депутатом Государственной Думы, я бы попробовал вам ответить на этот вопрос. А на местном уровне мы законов не принимаем. Горсовет - это орган представительный. Да, моя оценка такая, что далеко не всё федеральное законодательство хорошо. И я вас убеждаю - это не только моё мнение, но и коллег, которые связаны с таким видом деятельности, как оказание жилищных услуг. Принятие изменений в Жилищный кодекс может привести к абсолютно непредсказуем последствиям. У нас есть механизм: мы можем выходить с инициативой в областную думу, которая имеет право выходить с инициативой в Госдуму. То, что мы сейчас с вами обсуждаем, может сказаться на жизни всех горожан, поэтому об этом надо говорить. То, что у нас законы принимаются далеко не всегда хорошие, подтверждает ещё один пример. Приняли недавно изменения в закон о рекламе и фактически запретили рекламу медицинских услуг. Сегодня получается, что целителей рекламировать можно, а официальные медицинские услуги рекламировать нельзя. Когда специалисты вышли на разработчиков поправок в закон о рекламе, то они сказали: «А мы не это имели в виду». Я знаю об этом, потому что у меня друзья работают в сфере рекламы и сегодня они столкнулись с трудностями, так как закон вступил в силу.
- А как вы считаете, нужен ли Фонд капитального ремонта в сфере ЖКХ?
- На мой взгляд, это безобразие, которое противоречит Жилищному кодексу. Жилищный кодекс принимался с какой целью? Чтобы вовлечь собственников помещений в управление своими домами. Когда ввели механизм приватизации жилья, конечно, никто не говорил нам, что раз вы становитесь собственниками, то и будете нести ответственность за всё, что в вашем доме. Конечно, этого не говорили. А сейчас предпринимаются попытки переложить всё на собственников. Вы знаете, Жилищный кодекс - замечательный закон, там всё хорошо расписано, но в нашей стране в таком виде он ещё долго работать не будет.
- Аналогичные формы управления многоквартирными домами есть в других странах?
- Конечно. Это Германия, Швеция. Там именно так всё и происходит. Там именно собственники управляют домами. Но там эта процедура не прерывалась, она эволюционно развивалась. Понятие собственности, в отличие от нашей страны, оно там никогда не прерывалось. А многие из нас в своё время привыкли к тому, что всё кругом народное. А наш дом - он наш. Поэтому многие вещи в жилищной сфере не работают только из-за психологических установок части людей, которые не воспринимают личную ответственность за всё, что происходит в подъезде, во дворе, в городе. Никакие изменения в Жилищном кодексе её так быстро не поменяют. И я, кстати, рекомендовал бы всем жителям хотя бы прочитать Жилищный кодекс. Очень многое уляжется в голове.