Во время последней передачи «Час главы» на «Арктик-ТВ» глава муниципального образования города Мурманска Алексей Веллер сказал участникам шоу-программы, что «пятилетка развития Мурманска продолжается». Немалая доля ответственности за реализацию грандиозных планов к 100-летию областного центра лежит и на комитете по экономическому развитию администрации города-героя.
Редакция газеты «Московский комсомолец» в Мурманске» попросила Ирину Канаш, председателя комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска, рассказать о новых направлениях в работе её комитета.
Ирина Степановна, за право называться столицей Арктики идёт борьба не только между Мурманском и норвежским городом Тромсё, на пятки нам также наступает Архангельск. Насколько важно для области и города закрепить за собой этот статус? Складывается впечатление, что мы отстаём от наших соседей, в чём причина?
Мы понимаем, что конкуренция между городами за привлечение инвестиций, трудовых ресурсов и туристов носит всё более выраженный характер. И если ещё совсем недавно понятия маркетинга и брендинга городов были известны и использовались только за рубежом, то сегодня уже достаточное количество российских регионов владеют этими инструментами. Так называемые передовики территориального брендинга в России, а это Казань, Омская и Калужская области, уже прочно закрепили свои ниши в системе маркетинга территорий. Однако в ряде случаев выбор ниши носит конкурентный характер. Но, например, статус «главного порта России» ни один из городов до сих пор не занял. И Мурманск мог бы получить дополнительные возможности развития, закрепив за собой столь высокий статус.
С момента своего создания и по сегодняшний день Мурманский морской порт является единственной незамерзающей глубоководной гаванью в европейской части России, имеющей прямой и удобный доступ к океанским магистралям. В Мурманске берёт начало стратегическая морская транспортная артерия Северный морской путь, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан; в порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута.
Сейчас модно говорить о необходимости брендирования территорий. Что уже сделано в этом направлении в Мурманске, наши преимущества и слабые стороны?
Что касается процесса брендинга Мурманска, работа эта началась с разработки Стратегического плана, который определил основные направления развития города до 2020 года. До 2012 года система планирования развития города Мурманска не имела стратегического документа, который закрепил бы цели развития всего города (не только органов власти, но и бизнеса, общественных организаций). Однако пристальное внимание зарубежных государств к Арктике, северным морским артериям, природным богатствам недр Севера побудило Мурманск на разработку такого документа, который смог бы выделить приоритеты в развитии, на которых необходимо сконцентрировать усилия в первую очередь.
В 2012 году город утвердил Стратегический план развития до 2020 года. Документ закрепил миссию Мурманска как города высокого качества жизни, комфортной городской среды проживания, российского центра освоения Арктики с приоритетами развития в сферах рыбохозяйственной деятельности и транспорта.
В качестве главных конкурентных преимуществ Мурманска были определены: глубоководный незамерзающий порт; выход к Северному морскому пути; сильная научная база развития рыбной отрасли; наличие собственных высококвалифицированных ресурсов и близость к западным странам и др.
В 2013 году Мурманск приступил к разработке своей собственной айдентики. По итогам муниципального конкурса, в июне 2013 года был заключён контракт на разработку бренда города. Первый блок работ (разработка концепции бренда города Мурманска) включил такие этапы, как анализ имиджевой привлекательности Мурманска, оценка восприятия имиджа города целевыми группами, анализ маркетинговой активности городовконкурентов.
Итогом данного блока работ стало определение как недостатков, так и конкурентных преимуществ имиджевой привлекательности Мурманска.
Слабые стороны привлекательности Мурманска как для жителей, так и для инвесторов известны всем: это суровые северные условия, отток населения, имидж удалённой и труднодоступной территории.
В качестве же конкурентных преимуществ имиджевой привлекательности Мурманска, на основе которых возможно построение бренда, были выбраны следующие: Мурманск северный рубеж России, стратегически важная точка Российского Севера; Мурманск незамерзающий порт России, база российского ледокольного флота; центр рыбной промышленности Баренцрегиона, обладающий уникальными биоресурсами. Только в Мурманске можно полноценно наблюдать уникальные северные явления: полярные ночи, полярные дни. Мурманск исторический центр промышленного, научного и туристского освоения Арктики. Из Мурманска отходят круизные ледоколы в Арктику, организуют экспедиции на Северный полюс. Мурманск начало Северного морского пути, крупнейший транспортный хаб Баренцрегиона. Жители Мурманска исторически известны силой духа, умением жить в сложных условиях. Мурманск место проведения известных на весь мир северных спортивных мероприятий. Мурманск интересен европейским странам как уникальное место для проведения современных выставок искусства. Мурманск известен своей уникальной «Полярной кухней».
По итогам проведенных разработок была выбрана идея, которая будет положена в основу дальнейших мероприятий, связанных с продвижением бренда. Она звучит так: «Мурманск это форпост России в Арктике».
Был разработан логотип города, который в скором будущем найдёт своё применение в наших мероприятиях, оформлении городской среды.
Кроме того, что бренд Мурманска станет нематериальным активом, какие дивиденды он принесёт городу с точки зрения инвестиционной привлекательности, торговли, туризма?
В настоящее время план мероприятий по продвижению бренда находится на согласовании. В любом случае план включит мероприятия: внедрение единой системы управления брендом, создание событийного менеджмента, продвижение бренда в медиасреде, информационной поддержке инвесторов и туристов.
Уже сейчас мы имеем базу данных предприятий потенциальных инвесторов в экономику города Мурманска. Эта база данных была сформирована в ходе предварительных разработок. Она поможет нам строить конструктивные отношения с организациями как местными, так и международными.
Мы надеемся, что у нас получится наполнить жизнь города новыми событиями. Сделать её ярче, теплее, добрее.
В Мурманске отразились две извечные русские амбиции господства на море и покорения Севера. Эти амбиции вырастили самый большой заполярный город в мире. Где самые белые ночи и самые тёмные дни. Где мужчины в море, а женщины на берегу. Где умеют жить. Именно жить полной жизнью современного города, а не вахтового северного посёлка. На краю обитаемого мира, за которым лишь море и лёд. Это умение жить на краю подтверждено тяжёлыми испытаниями, когда Мурманск героически отстоял северные рубежи России в Великой Отечественной войне, доказав, что именно Россия самая северная держава. При этом Мурманск портовый город, связанный морскими путями со всем миром, и весь мир связан с Мурманском. Любой порт по природе своей космополит. Это всегда ярмарка языков, товаров, идей, новостей и слухов.
Мир изменился. Сегодня люди не едут на Север за «длинным рублем» или в патриотическом порыве. Чтобы быть интересным, город должен постоянно меняться и адаптироваться. Но у Мурманска нет прямых конкурентов крупных полярных городов. Он конкурирует с другими городами России, но у них нет того, что есть у Мурманска, моря, полярного сияния, рыбы, романтики. У Мурманска нет памятников ЮНЕСКО, тысячелетней истории, пляжей и штабквартир глобальных корпораций, но он уникален. И за этой уникальностью самыми белыми ночами, ледоколом «Ленин», свежей рыбой, отличной кухней, насыщенной жизнью потянутся молодёжь, туристы и инвесторы. Эта уникальность вкупе с масштабом самого большого заполярного города мира сделают Мурманск центром всех процессов, которые происходят в Арктическом регионе, арктического сотрудничества, арктического туризма, жизни в Арктике. Ведь не всем нравится, когда жарко.
Раньше Мурманск называли городом рыбаков, а сейчас вполне можно было бы назвать городом госслужащих и бюджетников. Вы придерживаетесь другой точки зрения?
Мурманск всегда был и будет, в первую очередь, портом, центром рыбной промышленности и транспортным узлом Севера России. Другой вопрос, что сейчас рыбаки сталкиваются с множеством проблем. В том числе и об этом они говорили нам при формировании предложений администрации города в Стратегию развития Арктики: о необходимости увеличения квоты на вылов рыбы, о необходимости совершенствования ценовой политики, усиления контроля со стороны антимонополных служб за ценами на рыбную продукцию и многом другом. Тем не менее, показатели объёма вылова рыбы, инвестиций в данной сфере ежегодно растут примерно на 10%. И в соответствии с инвестиционными проектами крупнейших предприятий сферы рыболовства Мурманска мы планируем дальнейшее улучшение ситуации.
Мы все возлагаем большие надежды на празднование 100летия города. Однако есть опасения, что не всё из задуманного будет воплощено в жизнь.
Что касается мероприятий к 100летию города, отмечу следующее. Ещё в 2011 году распоряжением правительства РФ был утверждён план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100летия города Мурманска. Были созданы региональный и федеральный организационные комитеты, координирующие реализацию данных мероприятий. Кроме того, был разработан более подробный, расширенный документ Комплексный план мероприятий.
Документ включил в себя перечень мероприятий, конкретных ответственных исполнителей (органы местного самоуправления, органы региональной и федеральной власти, учреждения и предприятия), сроки выполнения и объёмы финансирования.
Буквально на днях администрация города Мурманска направила свои предложения по корректировке Комплексного плана в Министерство экономического развития Мурманской области для рассмотрения организационным комитетом по подготовке и проведению празднования 100летия основания г. Мурманска.
Отмечу, что план включает: проекты по строительству, капитальному ремонту и реконструкции (детские сады, учреждения образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры), реконструкции городских парков и скверов, дорог, организации международных мероприятий.
План мероприятий включает не только мероприятия органов власти, но и инвестиционные проекты крупнейших предприятий Мурманска. В этом направлении администрация города проводит большую работу. В этом году мы планируем заключить инвестиционные соглашения о сотрудничестве с рядом местных предприятий по реализации значимых проектов на территории Мурманска, которые предполагают достижение ряда целевых показателей, например, создание рабочих мест, увеличение заработной платы, благоустройство территории. Таким образом, мы стараемся объединить усилия всех заинтересованных в развитии города сторон.
Общий объём финансирования плана мероприятий до 2016 года с учётом последних предложений достигнет почти 34 млрд рублей. И мы надеемся, что наш любимый город преобразится и достойно встретит свой юбилей.