«Левиафан» глазами соседей: «Мрак!»

«Левиафан» глазами соседей:  «Мрак!»

«Tromso International Film Festival» - это как минимум 100 полнометражных художественных и более 50 короткометражных фильмов, которые демонстрируются публике в течение недели на восьми площадках. В этом году кинофорум отмечал 25-летие. Юбилейная церемония открытия, пожалуй, главного культурного события Норвегии состоялась на центральной площади Тромсё. Первым слово, как и положено гостеприимному хозяину, взял мэр города Йенс Йохан Йурт, затем с приветствием к гостям и участникам фестиваля обратилась министр культуры Норвегии Туриль Мидвей.

Мрачный и матерный «Левиафан»

«ТИФФ» не зря называют самым народным кинофестивалем. Ведь когда в городе с населением в 70 тысяч человек продаётся 58 тысяч билетов - это говорит о многом. Народ в прямом смысле голосует кроной! Четверть века назад январь для жителей Тромсё был самым депрессивным. После Рождества и Нового года муниципалитет буквально вымирал. С появлением фестиваля «ТИФФ» всё изменилось. Последние годы даже появился феномен - «фестивальные тётушки», если проводить аналогию с российскими «театральными бабушками». Дамы среднего возраста берут отгулы на работе, собираются всем отделом и идут смотреть ленты, которые с утра до вечера транслируются на разных площадках.

Для рядовых зрителей квиток в кино сопоставим с билетом в кругосветное путешествие, куда так же суровые норвежцы отправляются за впечатлениями. Ведь для показов киноленты отобраны со всего мира, и, возможно, другого шанса увидеть их у людей не будет уже никогда, так как подобные картины редко попадают в норвежский прокат. Поэтому неудивительно, что во время премьеры картины «Левиафан» в зале на полтысячи человек не было свободных мест. 12 января этот фильм стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Он уже вошёл в шорт-лист кандидатов на «Оскара». Кстати, зрители норвежских кинотеатров новую работу режиссёра Андрея Звягинцева увидели в оригинале, тогда как в российский прокат из-за закона о запрете ненормативной лексики она пойдёт в «цензурированном» виде, то есть без мата!

Тотальная беспомощность перед произволом власти, коррупция, беззаконие, короче, один сплошной мрак… И всё это на фоне заполярного посёлка Териберка, в котором прошли основные съёмки «Левиафана». На российских площадках Всемирной паутины, куда уже утекла пиратская копия фильма, разгорелись ожесточённые споры о том, нужно ли такое кино нам. По мнению многих, этот фильм якобы порочащее честь страны кинопроизведение. Подданные Северного Королевства, выходя из кинотеатра, были немного обескуражены. Я специально провёл небольшой опрос зрителей, в целом общее впечатление можно сформировать в одно ёмкое слово: «Мрак». Но при этом норвежцы, в отличие от некоторых россиян, понимают, что это художественное произведение, а не документалистика. Наши же некоторые представители власть предержащих сразу же стали искать в фильме некую политическую подоплёку, очерняющую Великую Русь.

Конечно, кинофестиваль всегда подразумевает призы, распределение первых мест и награды. Церемония закрытия фестиваля «ТИФФ 2015» состоялась 18 января. За первое место в конкурсной программе кинофорума боролись 12 работ из Киргизии, Эстонии, Аргентины и других стран, но главный приз «Аврора» получил фильм «Малыш Кенкен» французского режиссёра Брюно Дюмона. А вышеупомянутый «Левиафан» Андрея Звягинцева, несмотря на полные зрительные залы, кинокритиками был принят равнодушно, и кино, получившее скандальную известность у себя на родине, осталось вовсе без наград в Норвегии. Вот вам и европейская солидарность, о которой так часто твердят нам с телеэкрана ведущие федеральных новостей.

Любовь комсомольцев не знает ревности

Изюминкой финального аккорда кинопоказов на «Tromso International Film Festival» стала лента «Третья Мещанская» - чёрно-белая советская картина 1927 года создания. В своё время в разных странах Европы этот фильм шёл в прокате под названием «Трое в подвале», а в Германии его окрестили как «Кровать и софа». Основной сюжет ленты строится вокруг любовного треугольника. Николай - простой парень, работающий на стройке (а возводят они, кстати, Большой театр), живёт - не тужит со своей женой Людмилой, пока в один прекрасный момент не встречает на переполненных московских улицах своего соратника по службе в Красной Армии Владимира. Отзывчивый работяга привёл друга домой. Так они и зажили втроём в подвальной комнате на улице Третья Мещанская… И всё бы ничего, да только Николая отправляют в служебную командировку, а спустя пару дней Владимир занял его место на супружеском ложе.

Фильм с нестандартным сюжетом о любовном треугольнике основан на реальных событиях. Существует несколько версий, что послужило источником этой социальной драмы. Некоторые утверждают, что сценарист Виктор Шкловский почерпнул эту историю на страницах газеты «Комсомольская правда». В ней была публикация о молодой матери, к которой в роддом пришли сразу два мужа! Все трое не видели в этом никаких противоречий, заявляя, что любовь комсомольцев не знает ревности. Другие современники автора сценария упрекали в том, что он проявил бестактность по отношению к поэту Владимиру Маяковскому, который, как известно, так же, как и герои ленты, жил одной семьёй с литературными издателями Брик: Осипом и Лилей. Шкловский их всех хорошо знал и вполне мог использовать в качестве прототипов героев фильма.

Оригинальный саундтрек к чёрно-белой немой «Третьей Мещанской» был сочинён буквально за три дня. В роли таперов выступили профессиональные джазовые российские и норвежские музыканты. Подобный эксперимент стал уже традицией международного кинофестиваля. Из года в год организаторы фестиваля «ТИФФ» привлекают к озвучке раритетных фильмов различных музыкантов по принципу 50/50 - два человека, как правило, подданные Северного Королевства, ещё два - из России. Например, в прошлом году в этом проекте участвовала мурманчанка Екатерина Ефремова. То, что на репетицию программы перед премьерой было отведено всего три дня, не стало преградой, так как за плечами у каждого музыканта огромный творческий багаж.

Квартет 2015 года - это Владимир Волков (контрабас), Андрей Кондаков (пианино), Якоб Янссен (ударные, перкуссия) и Ола Асдал Рокконес (саксофон, музыкальные эффекты). Пятым участником ещё можно считать старинные часы, которые, стоя на сцене кинотеатра, как мне показалось, служили в роли метронома. А ещё пила… на которой виртуозно завывал в некоторых музыкальных проигрышах Якоб Янссен.

Российские участники проекта широко известны не только в джазовых кругах. Например, Владимир Волков является основателем и бессменным руководителем проекта «Волковтрио». Рок-публике он также известен совместными работами в сольных альбомах Лёни Фёдорова (группа «АукцЫон»). Буквально в декабре 2014 года увидел свет их совместный альбом «Мотыльки». И на подходе ещё один.

- Владимир, у вас же богатый опыт взаимодействия с немым кино? - интересуюсь у нашего участника проекта.

- Можно сказать, что богатый. Так получилось, что я участвовал в нескольких проектах «Живое кино и немая музыка» петербургского кинотеатра «Родина». И был момент, когда я озвучивал три фильма подряд: каждый день новый фильм. И вот это было немного напряжённо под конец работы, потому что я чуть-чуть переоценил свои силы. Я мог сам выбрать фильмы, что, конечно, немного облегчало задачу. Но всё равно это было трудно ­ каждый день менять, по сути дела, себя. И я сыграл один фильм только на контрабасе, ещё один на многих-многих инструментах, а третий - максимально фиксировано.

- В 2013 году здесь, в Тромсё, на «ТИФФе», был показан последний фильм Балабанова «Я тоже хочу», где звучит музыка Фёдорова. А как вы думаете, почему Лёню Фёдорова не зовут на озвучку немого кино?

- Я думаю, что Лёне это не так интересно, как мне, потому что в основном здесь надо инструментальные вещи делать. А Лёне интересно всё, что касается звука и слова. А здесь надо, чтобы кино нравилось и хотелось в нём принять участие. Вот мне очень хочется, мне очень интересно, потому что благодаря фильму можно вернуть время!

 

Что касается композитора и пианиста Андрея Кондакова, то для ключевой фигуры джазового сообщества эта лента не стала сенсацией. В начале двухтысячных годов он, правда, с иными музыкантами, уже участвовал в озвучке «Третьей Мещанской».

- Правда, тогда мы совсем по-другому это делали, - замечает Андрей. - Основной ключ был - «свобода», то есть больше фри-джаза, и некие отправные точки. А сам фильм, я считаю, это гениальная игра актёров, и ты нигде не ловишь себя на мысли, что что-то там не так, что-то затянуто драматургически… Мне кажется, что даже без музыки этот фильм можно смотреть и это будет интересно.

- А что сейчас получилось, как можно охарактеризовать вашу совместную с норвежцами работу?

- Я думаю, это союз абсолютно равноправных композиторов. И самое важное, что мы стилистически услышали друг друга. И, может быть, сам фильм нас подталкивал к тому, что у нас всё так стилистически сошлось. Могла бы быть проблема, если мы по-разному увидели все эти образы, но всё совпало. И если бы было больше времени, то, возможно, мы всё сыграли бы более расслабленно. Думаю, к сентябрю это будет уже такой выверенный и интересный продукт.

* * *

Вкусить сей плод смогут и мурманчане. Визит международных таперов в столицу Заполярья запланирован на осень. Затем программу представят публике в Республике Карелия, Москве и Санкт-Петербурге. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру