Северный морской путь – опасения и ожидания

О конкуренции с южными маршрутами говорить пока рано

Прогноз роста грузопотока на Северном морском пути (СМП) большинство экспертов связывают с освоением новых месторождений на Арктическом шельфе и в районах Крайнего Севера. При этом, одной из наиболее обсуждаемых тем остается развитие транзитных перевозок между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. Но пока грузопоток СМП не сопоставим с объемами груза, проходящими по традиционным южным маршрутам. Перспективы СМП как альтернативного транспортного коридора зависят от множества факторов.

Возможность сокращения дистанции и времени доставки привлекает внимание к СМП многих грузовладельцев и судоходные компании. С 2010 по 2013 годы сохранялась устойчивая динамика роста транзитных перевозок, но, возможно, в сезон 2014 года мы увидим некоторый спад, обусловленный объективными причинами.

Серьёзно говорить о конкуренции между СМП и южными маршрутами слишком рано. Перспективы СМП в качестве альтернативного транзитного маршрута между Западной Европой и Юго-Восточной Азией зависят от многих факторов, которые для проведения комплексной оценки следует разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам отнесем все, что касается непосредственно Севморпути. В эту категорию входят ледовые условия, навигационно-гидрографическое обеспечение, аварийно-спасательная готовность, законодательная база, тарифная политика, инфраструктура СМП и так далее.

Исчезнут ли льды?

В 2010 году начался постепенный рост транзитной навигации на Северном морском пути. Первые экспериментальные рейсы были напрямую связаны с уменьшением площади ледового покрова в Арктике и с преобладанием легких условий навигации на СМП в летне-осенний сезон. В последние годы период активной навигации начинался в конце июня и заканчивался к середине ноября. Общая продолжительность навигационного периода на СМП для крупнотоннажных судов в среднем составляет 4-5 месяцев. В остальное время года в текущих ледовых условиях СМП не может рассматриваться для организации коммерческих транзитных перевозок.

Происходящие в Арктике изменения климата оцениваются экспертами по-разному. Большинство западных специалистов считают, что в скором будущем льды исчезнут совсем, в то же время российские ученые из Арктического и Антарктического Научно-Исследовательского Института (ААНИИ) полагают, что потепление носит циклический характер, и мы можем стать свидетелями очередного цикла похолодания.

Для части грузовладельцев изменение наработанной круглогодичной схемы доставки груза ради сокращения стоимости перевозки в течение 5 месяцев, возможно, будет нецелесообразным, особенно с учетом имеющихся рисков небольших задержек из-за вероятных изменений ледовой обстановки. С другой стороны, могут появиться и те грузовладельцы, для которых сокращение транспортных расходов за счет выбора СМП сможет повысить конкурентоспособность их товара на рынке.

Атомный ледокольный флот как инфраструктура Севморпути

Понятие инфраструктуры включает в себя множество важных элементов, обеспечивающих безопасность мореплавания, сервисное обслуживание судна в портах, защиту окружающей среды и приемлемый уровень издержек для судовладельца. Основным элементом инфраструктуры СМП является атомный ледокольный флот, без которого невозможна безопасная и эффективная организация транзитных рейсов, даже в легких ледовых условиях. Географическое расположение трасс СМП обуславливает необходимость во всесторонней поддержке судна при работе в удаленных районах. Фактически ледокольный флот обеспечивает не только физическую проводку судна во льдах, но, что не менее важно, безопасность прохода в целом. Действующие Правила плавания в акватории Северного морского пути при определенных условиях теоретически допускают транзитный проход судна без ледокольной проводки. На практике большинство иностранных судовладельцев из соображений безопасности не пойдут на столь рискованный шаг только ради экономии средств. К тому же, маловероятно, что страховая компания согласует самостоятельный транзитный рейс по СМП без достаточного опыта работы в этом районе. Наличие и доступность услуг ледокольного обеспечения будет и дальше оставаться одним из ключевых элементов в организации транзитного плавания на СМП.

Вопросы безопасности - на первом плане

Аварийно-спасательная готовность на Севморпути - очень важный аспект с точки зрения судовладельца и страховых компаний. В последние годы этот вопрос неоднократно становился предметом активного обсуждения во время проведения международных тематических конференций и семинаров. Особое внимание уделяется вопросу наличия, месторасположения и характеристик аварийно-спасательных сил и средств вдоль акватории СМП. Этот вопрос стал более актуальным с вступлением в силу новых Правил плавания в 2013 году. Теоретически при легких ледовых условиях появилась возможность использования для транзитных перевозок флота с ледовым классом ниже, чем Arc 4. Так, в сезон летней навигации 2013 года было совершено несколько транзитных проходов судов с категорией ледовых усилений Ice 3 и Ice 2. Согласно ранее действующим Правилам плавания, подобные суда не допускались к выполнению транзита. Открывшиеся сегодня возможности значительно расширили список крупнотоннажных судов, которые при определенных ледовых условиях могли бы быть привлечены на СМП. Для этой категории судов с точки зрения судовладельца и страховой компании вопросы обеспечения безопасности мореплавания выходят на первый план.

Буква закона

Следующий из предлагаемых к рассмотрению факторов - законодательная база. Как было отмечено выше, в апреле 2013 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало утвержденные Министерством транспорта РФ новые Правила плавания в акватории СМП. Незадолго до этого вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». В марте 2014 г. Федеральная служба по тарифам приняла Правила применения тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути, а также тарифы на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП «Атомфлот» в акватории Северного морского пути. Таким образом, была сформирована современная нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективное государственное регулирование судоходства в акватории СМП. Можно сказать, что сегодня с правовой точки зрения Северный морской путь готов для международного транзитного судоходства между Европой и Юго-Восточной Азией, а также Европой и западным побережьем США. Принятые законы значительно упростили процедуру допуска судов на СМП в части документооборота и времени, необходимого для получения Разрешения. Вместе с тем, обеспечиваются все основные требования по безопасности мореплавания и охране окружающей среды. Следует отметить, что в новых Правилах плавания, в отличие от действовавших ранее, гораздо большая ответственность возлагается непосредственно на судовладельца. В целом навигационные сезоны 2013-2014 годов показали эффективность применения новых Правил плавания на практике. Одним из вопросов для дальнейшей работы остается определение типов ледовых условий в акватории СМП с момента начала интенсивного ледообразования осенью и в зимне-весенний период. Сегодня такие прогнозы недоступны, возможно, в связи с отсутствием разработанных методик составления. Тем не менее, согласно действующим Правилам плавания, решение о допуске судна в тот или иной район СМП принимается в том числе, исходя из типа ледовых условий, что и отражается в Разрешении. На практике судовладельцу требуются дополнительные консультации по данному вопросу. В основном, это относится к судам, планирующим работу в западной части СМП в зимнее время, и частично к судам, выполняющим транзитные проходы в конце летне-осеннего навигационного периода. Также очевидно, что стоимость услуг по ледокольной проводке будет оказывать самое непосредственное влияние на развитие транзитных перевозок.

Внешние факторы

Мы не можем рассматривать вопрос о перспективах СМП как транспортного коридора в отрыве от внешних обстоятельств. Многое будет зависеть от наличия и расположения потенциальной грузовой базы, фрахтового рынка, наличия крупнотоннажного флота ледового класса, общего состояния мировой экономики и прочих аспектов.

Экономический эффект от использования СМП во многом будет зависеть от вида груза, разницы в цене на азиатских и европейских рынках и текущего состояния фрахтового рынка. Обязательным условием роста транзитного судоходства является наличие грузовой базы, как в восточном, так и в западном направлениях.

Отметим, что географическое расположение основных мировых грузопотоков проходит южнее районов, для которых СМП теоретически применим в качестве альтернативного маршрута. Грузы, расположенные южнее Гибралтара на западе и южнее Сингапура на востоке, не актуальны для СМП. Тем не менее, имеющийся потенциал грузопотока вполне может быть реализован в ближайшей перспективе при положительном развитии ситуации.

Уровень цен на бункерное топливо также является одним из важных факторов. Чем больше цена на топливо, тем больше можно сэкономить, используя СМП. Особенно это актуально для танкеров и балкеров, у которых затраты на топливо - это один из наибольших эксплуатационных расходов судна. Для научно-исследовательских, сейсмических и других дорогостоящих судов СМП может быть востребован в целях репозиционирования из одного района работы в другой. В данном случае сокращение времени перехода принесет значительную экономию средств.

Что касается возможностей организации контейнерной линии, то здесь одним из лимитирующих факторов, помимо сезонности навигации, является отсутствие портов-распределителей, способных обрабатывать контейнерные суда. В свою очередь это связано с малочисленностью населения удаленных районов Крайнего Севера и, соответственно, с низкой потребностью в товарах народного потребления.

Севморпуть имеет шансы стать альтернативой традиционным маршрутам, но не сейчас

В заключение отметим, что развитие законодательства и инфраструктуры в акватории СМП, в первую очередь, происходит в целях обеспечения добычи и транспортировки полезных ископаемых с арктических месторождений к азиатским и европейским рынкам, а также доставки товаров в удаленные районы Крайнего Севера. Международное транзитное судоходство по СМП на данном этапе является лишь опцией для доставки некоторых видов грузов в летне-осеннюю навигацию. Вероятнее всего, с течением времени СМП станет не конкурентом, а скорее надежной и предсказуемой альтернативой традиционным маршрутам в летне-осенний навигационный сезон. Большинство иностранных судовладельцев уже сейчас отмечают высокую надежность и профессионализм в работе ключевого российского партнера на трассах СМП - компании «Росатомфлот». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру