Мы много пишем о значении города-героя Мурманска - столицы заполярья в освоении богатств Арктики, что крупнейший за Полярным кругом областной центр - это ворота Северного морского пути, о реализации проектов «Арктическая гавань» и «Мурманский транспортный узел» на западном берегу Кольского залива, о включении нашего региона в Арктическую зону.
Критиковать легко, а что делать?
Понимая огромное значение областного центра для Севера России, наши власти пытаются привлечь в Мурманскую область и туристов, и инвестиции. Сегодня развернулись грандиозные работы по подготовке Мурманска к 100-летию: сносятся ветхие дома, строятся новые - современные, ведётся реконструкция «ленинградки», началась комплексная реконструкция в здании аэровокзала зон регистрации и предполётного досмотра, ведутся работы на мосту в Колу, железнодорожном вокзале областного центра… Эти работы принесли и ещё принесут множество неудобств горожанам, но они понимают, что без этих изменений у нас нет будущего. Нетронутыми остаются только южные ворота заполярной столицы территории железной магистрали и автодороги от Колы в Мурманск. А они сегодня представляют неприглядную картину, которую наблюдаем не только мы - жители, но и гости города-героя, у которых из-за непонимания наших исторических и экономических трудностей может сложиться превратное представление о граде царя Романова.
Я не собираюсь обвинять в отсутствии каких-либо действий и внимания к этим проблемам представителей нашей муниципальной власти, я не подозреваю их даже в слепоте, так как суть заголовка публикации полностью соответствует истине. Мне понятно, почему сложилось такое положение в Мурманске. Сегодня элита города предпочитает пользоваться для деловых поездок авиасообщением. Представители власти и бизнеса просто не знают, что собой представляют последние шесть километров железнодорожного пути в областной центр. Из несущихся в аэропорт машин им даже не разглядеть уродства огромного карьера, разрушенного здания, заброшенного поста ГАИ и ненужного забора недалеко от стелы Мурманска на южной окраине города. Да и не хочу я, чтобы меня обвинили в том, что сегодня критиковать могут все, а вот какие будут конструктивные предложения?
История повторяется
Наши недостатки надо превратить в наше преимущество. Меня к этой мысли подтолкнуло сообщение о том, что до конца этого года над комплексом канозерских петроглифов вырастет стеклянный «зонтик», который защитит наскальные рисунки от разрушающего воздействия окружающей среды и человека. Директор умбского музея «Петроглифы Канозера» Владимир Перевалов сообщил, что строительство начнётся не позже 20 мая.
Сегодня последние семь километров железнодорожного пути - от 1439-го километра до городского вокзала, особенно по правой стороне, представляют выставку настенных и заборных рисунков безымянных авторов - городских граффитистов - под открытым небом. Яркие, замысловатые, лаконичные, а порой философские по замыслу рисунки тянутся на всём отрезке этого пути к областному центру. Поезд на однопутном и сложном участке дороги движется медленно, поэтому пытливым пассажирам ничто не мешает рассматривать шедевры современного искусства, удивляться их многообразию. Поражаться бесстрашию авторов, так как многие «полотна» порой размещены на недосягаемой для простых людей высоте и на объектах, находящихся на охраняемых территориях.
Выставке граффити под открытым небом можно дать название по одной из первых надписей, размещённой на фасаде разрушающегося безымянного бетонного завода около 1439-километрового столба, - «Абсурд». А можно, наоборот, взять за основу одну из последних надписей, которую художник нанёс на забор недалеко от Мурманской ТЭЦ, в ста метрах от столба с указателем 1446 километров, - «Стремиться к лучшему».
Думаю, что организация экскурсий для подрастающего поколения по этой выставке даст огромный толчок в воспитании у них художественного вкуса и понимания направлений развития современного искусства. Главное, надо торопиться, так как в настоящее время идёт процесс разрушения шедевров: ветшают здания и заборы, молодые художники из-за отсутствия свободных мест на стенах многочисленных гаражей, разрушающихся зданий и сооружений, заборов наносят свои рисунки поверх изображений повзрослевших предшественников. Мы сегодня теряем это наследие. Боюсь, что через несколько лет нам придётся обращаться на федеральный уровень за финансовой помощью, чтобы сохранить эти рисунки для потомков. Мне кажется, что история повторяется: тысячи лет назад наши предки высекали примитивные изображения животных и людей на скалах около Канозера, и мы их в XXI веке спасаем с помощью стеклянного купола, а настенные рисунки, которые гибнут сегодня, остаются вне нашего внимания и заботы.
А ведь в этих рисунках заложена наша мировая слава, а, возможно, и бренд Мурманска. Чего стоит настенное изображение голого розового человека, размышляющего над сутью нашего бытия. Вглядитесь в его позу, в его лицо: смирение и всепрощение. Неизвестный автор постарался лаконично показать нам всю глубину своих безуспешных поисков смысла жизни, передал надежду, что это сделают его потомки. Если эту фигуру нельзя сохранить под открытым небом, то я бы предложил её вырезать с частью фундамента складского помещения и разместить в Мурманском областном художественном музее.
И каждый из нас, посетив эту выставку безымянных граффитистов Мурмана, обязательно найдёт что-то для своей души, для своего настроения.
На отдельных участках дороги к Мурманску можно ещё возвести несколько стометровых заборов или стен для творчества подрастающих художников, проводить по выходным дням мастер-классы, чтобы современное настенное искусство не было утеряно, как мы утеряли наскальное мастерство древних жителей нашего края.
Уверен, что сегодня на нашу многокилометровую выставку граффити-шедевров смело можно подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Это ещё один пиар-проект, который прославит наш город во всём мире.
Экологические тропы у дороги
В коротком отрезке последних километров железной дороги к Мурманску есть и вторая сторона недостатков, которые можно заставить работать на нас. Это замусоренность этой территории. Начиная с 1439-го километра и до самого вокзала нашего города и северяне, возвращающиеся поездом в родной край, и гости города по обе стороны пути видят многочисленные кучи промышленных отходов - от шлака, разбитых железобетонных изделий, металла, досок и брёвен, мешков и автомобильных покрышек до привычных пластиковых и стеклянных бутылок, разноцветных обрывков упаковочных материалов, тряпок и бумаги… Вас это раздражает? А зря! Это говорит о нашем богатстве, об огромном потенциале вторичных ресурсов. Если они нам не нужны сегодня, то понадобятся завтра. А если не понадобятся завтра, то пора приглашать китайцев. Они всё соберут, переработают и нам продадут в виде прекрасных детских игрушек, пластиковых изделий, паллетов, пенобетонных блоков.
Горы мусора можно использовать и для организации экологических туров как для юных россиян, так и для иностранцев, которые очень любят наводить порядок на территории, где они проживают, и у соседей. Помогли они нам избавиться, например, от опасных элементов питания маяков - РИТЭГов, другой радиоактивной заразы, помогут и от этого мусора избавиться.
Представьте себе, как наглядно и полезно будет, если каждый класс мурманских школ еженедельно будет проводить хоть один урок экологии не за партами, а на свежем воздухе - около железной магистрали. Здесь они на примере разнообразного мусора смогут познакомиться со всеми элементами таблицы Менделеева, увидят, что производится и выбрасывается на предприятиях города, рассмотрят сложные вопросы взаимодействия контролирующих органов, предприятий и организаций, виновных в загрязнении окружающей среды.
Во время экскурсии можно делать зарисовки с натуры по темам: «Человек погубит Землю», «Производство первично, природа вторична», «Контрасты нашего края». Потом провести выставку, наградить лучших авторов рисунков и передать обличающую коллекцию руководителям предприятий, которые внесли наибольший вклад в загрязнение северной природы. Это направление, уверен, найдёт широкий отклик и у зарубежной молодёжи. Они будут приезжать к нам, чтобы запечатлеть эти «красоты» урбанизации в кино- и фотоматериалах. При этом они ещё и проведут акцию по очистке загрязнённых территорий, а мы про это обязательно с благодарностью напишем.
С юными северянами будет интересно провести и городскую игру «Найди трубу». Если о трубах мурманских ТЭЦ знают все, то о трубах, через которые бурными потоками льётся грязная вода в Кольский залив, знают немногие. А о некоторых, скорее всего, не знают даже и специалисты.
Пусть детишки найдут эти трубы, учителя им расскажут, что, сколько и почему выливается в наш прекрасный незамерзающий залив. Прямо около труб можно провести урок математики, попросив пытливых ребят замерить объёмы неочищенных стоков и рассчитать, сколько грязной воды сливается в Кольский залив в течение года. А на уроке химии можно попробовать провести анализ веществ, содержащихся в этих стоках. Дети будут очень удивлены и тем фактом, что рядом с такими трубами находятся и развалины очистных сооружений в Первомайском округе. На примере отдельных сооружений, которые ещё окончательно не утратили своё архитектурное назначение, можно наглядно ознакомить учащихся с процессом очистки бытовых и ливнёвых стоков.
Наследие прошлого
1439-й – 1446-й километры - этот короткий отрезок железной дороги несёт в себе и историческую пропагандистскую составляющую. Во время экскурсий по нему юным мурманчанам и гостям города можно рассказывать, что в настоящее время в Мурманской области реализуется грандиозный проект «Мурманский транспортный узел». Его дороги, мосты, транспортные развязки, причалы на западном берегу Кольского залива будут отвечать мировым стандартам. А вот то, что было построено при царе и во времена СССР, имело вид, какой мы наблюдаем за окном медленно движущегося поезда: разрушающиеся здания, хаотичная застройка, однопутка, которая является камнем преткновения для нашего города, огромная территория южного района Мурманского морского рыбного порта фактически превратилась в перевалочную базу, потеряв значение крупнейшего рыбоперерабатывающего предприятия в стране и мире.
На примере Прибрежного авторынка и многочисленных гаражей вдоль дороги можно рассказывать ребятам о росте уровня благосостояния северян. А когда мы будем подъезжать к вокзалу, обязательно обратите внимание гостей города на то, что горы шпал, рельсов и других хаотично соскладированных материалов вдоль железнодорожного пути говорят о том, что город развивается. В настоящее время идёт реконструкция вокзала, поэтому надо быть аккуратными на перроне, а грязь и прошлогодняя трава на газонах - просто лето в этом году задержалось.
Фоторепортаж к этому материалу можно посмотреть на сайте «Арктик-ТВ».