«Роснефть» – Волшебник для северного города

Насколько реальны намерения ОАО «НК «Роснефть», продекларированные руководству и населению Мурманской области

Насколько реальны намерения ОАО «НК «Роснефть», продекларированные руководству и населению Мурманской области

Большинство россиян живёт надеждами на лучшее будущее, которое, как линия горизонта, оказывается всё время недосягаемым. Последнее столетие население страны жило надеждами догнать и перегнать Америку, к 80-му году Никита Хрущев обещал нам жизнь при коммунизме, Михаил Горбачев - к 2000-му году обеспечить всех отдельными квартирами, Борис Ельцин и Анатолий Чубайс в светлое капиталистическое завтра предлагали нам въехать на персональных «Волгах», полученных за ваучеры. Теперь ждём удвоения ВВП и реализации многочисленных программ, рассчитанных до 2025-2030 годов.

Наша власть давно поняла, что планирование с перспективой на два­три десятилетия вперёд удобное: спросить за невыполнение грандиозных проектов будет не с кого. У одних властные полномочия закончатся, другие уйдут в мир иной, а большая часть населения вообще забудет о тех планах, которые принимались четверть века тому назад. Но зато каков энтузиазм населения при принятии перспективных планов, какие открываются заманчивые горизонты…

Первое рукопожатие

В перечне сомнительных программ и проектов находятся и намерения руководства ОАО «НК «Роснефть», продекларированные руководству и населению Мурманской области.

21 июня 2013 года в рамках Петербургского международного экономического форума президент НК «Роснефть» Игорь Сечин и губернатор Мурманской области подписали договор о сотрудничестве, который предполагает участие нефтяной компании в реализации проекта развития Мурманского транспортного узла.

В ноябре прошлого года состоялось ещё одно знаковое событие: вице­президент «Роснефти» Влада Русакова пообещала Марине Ковтун газифицировать Мурманскую область, вернее, перевести тепловые мощности региона с дорогого мазута на газ. Голубое топливо обещали Мурманску, Североморску и Коле.

«Роснефть», если не считать АЗС, в Мурманской области почти не была представлена какими­либо производствами или инвестициями в их развитие.

Правда, эта компания вместе с «Газпромом» могла бы сыграть весомую роль в освоении арктического шельфа и развитии Мурманской области. Ведь 4 октября 2001 года был заключен договор между НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» о совместном участии в освоении месторождений, расположенных на шельфе Баренцева моря. Тогда же была достигнута договоренность о том, что в конце 2004 года будет установлена платформа на бурение для начала добычи нефти на Приразломном нефтегазовом месторождении.

Для совместных работ дочерние компании «Газпрома» и «Роснефти» ЗАО «Росшельф» и ОАО «Роснефть­Пурнефтегаз», владеющие лицензиями на право пользования недрами по Приразломному и Штокмановскому месторождениям, создали в декабре 2001 года на паритетных началах совместное предприятие, получившее название ЗАО «Севморнефтегаз».

В рамках проекта по освоению Приразломного месторождения НК «Роснефть» купила у норвежской компании «Кэррмагги» буровую платформу «TLP» «Хаттон», заплатив за нее 67 миллионов долларов. Это был уникальный пример бизнеса по­русски. Этот металлолом, отработавший 20 лет на шельфовых месторождениях, оказался ненужным при строительстве МЛСП «Приразломная». И именно в это же время «Роснефть» продала за ничтожные 20 миллионов долларов принадлежавшие Дальневосточной морской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения (входила в НК «Роснефть») СПБУ «Оха» (построена в 1980 году), «Эхаби» (1984 г.), «Курильская» (1993 г.) и «Сахалинская» (1985 г.), ППБУ «Шельф 6» и буровое судно «Анатолий Мирчинк». В рабочем состоянии были проданы ледокольно­спасательное судно «Деймос», буксировочные суда­снабженцы «Нефтегаз» (6, 14, 16, 22, 52, 56, 60), полупогружное судно «Трансшельф».

Теперь же для буровых работ на шельфе Карского моря «Роснефти» придётся арендовать СПБУ. Примерная стоимость аренды СПБУ около 600 тысяч долларов в сутки. Срок строительства и испытания скважины около 40 дней. А это в итоге дороже всех проданных «Роснефтью» самоподъёмных буровых установок, которые могли работать и на арктическом шельфе.

В 2005 году ОАО «НК «Роснефть» из состава акционеров ЗАО «Севморнефтегаз» вышла. Впоследствии «Севморнефтегаз» был преобразован в две компании ­ ООО «Газпром нефть шельф» и ООО «Газпром добыча шельф». Так закончилась в тот период эпопея участия «Роснефти» в освоении арктического шельфа.

Второе рукопожатие

Вторым примером сотрудничества «Роснефти» с Мурманской областью стало использование в качестве рейдового перевалочного комплекса супертанкера «Белокаменка», установленного в Кольском заливе и вступившего в строй 24 марта 2004 года. В выигрыше оказалась «Роснефть». По признанию тогдашнего президента компании Сергея Богданчикова, стоимость строительства берегового нефтеперевалочного комплекса обошлось бы «Роснефти» в 140 миллионов долларов, а это были бы серьёзные инвестиции в развитие Мурманска и области. Покупка же старого танкера у норвежцев, отходившего по морям 24 года, обошлась в 15 миллионов долларов. «Роснефти» выигрыш в 125 миллионов, Мурманской области мизерные поступления в бюджет и огромная потенциальная угроза экологической катастрофы.

В этой связи нельзя не вспомнить операцию, проведенную 13 апреля 2006 года сотрудниками УФСБ по Мурманской области, когда был задержан с предъявлением обвинения по статье 205 УК РФ «Приготовление к совершению теракта» житель ЗАТО г. Заозерск. В ходе следствия было установлено, что обвиняемый получил заказ на организацию взрыва нефтеналивного танкера в акватории Кольского залива. Несложно представить последствия такого теракта для Кольского залива, для Мурманска, для Баренцева моря, рыбной отрасти и судоходства.

Третье рукопожатие

Есть и третий пример сотрудничества. 23 октября 2009 года в рамках Мурманского экономического форума президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков и бывший губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко подписали договор о сотрудничестве, который предусматривал серьёзные инвестиции в развитие Мурманского транспортного узла. Прошло 4 года. Кто­либо может показать колышек, вбитый в землю на деньги «Роснефти» на территории Мурманского транспортного узла?

Затянутый транспортный узел

В 2013 году на федеральном уровне утверждена Стратегия развития и обеспечения национальной безопасности Арктической зоны на период до 2020 года, разработан проект госпрограммы «Социально­экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Завершается работа по актуализации долгосрочной Стратегии развития Мурманской области.

Наиболее крупный проект в этом направлении ­ Комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Основная его цель ­ создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба, интегрированного в международный транспортный коридор Север ­ Юг.

О своём участии в развитии Мурманского транспортного узла заявила и НК «Роснефть».

Проект развития Мурманского транспортного узла включён в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010­2015 годы)». В соответствии с документом проект предполагает строительство нескольких терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов, контейнерного терминала, строительство складской и дистрибуционной зоны, создание логистического центра. Развитие железнодорожной инфраструктуры должно было включать в себя строительство железнодорожной ветки Выходной­Лавна, десяти железнодорожных станций и парков, реконструкцию путевого развития четырёх станций. Прошло 2/3 отведенного на реализацию проекта срока. Что сделано? Ничего.

Обещать -­ не делать

В этой связи можно сделать небольшой экскурс в историю.

Еще в апреле 2000 года на атомном ледоколе «Россия» Владимир Путин говорил о необходимости развития Мурманского транспортного узла. 9 и 10 января 2003 года на борту атомного ледокола «Ямал» на совещании, которое провёл премьер­министр РФ Михаил Касьянов, шёл разговор на эту же тему. Перспективы ошеломляли: к 2015 году перевалка грузов через Мурманский транспортный узел должна была составить 80 ­ 100 миллионов тонн, из них 80 процентов ­ углеводородное сырьё.

Были озвучены и прогнозируемые объёмы перевозок по Северному морскому пути к 2015 году: экспорт углеводородного сырья Тимано­Печоры, Приразломного, Обско­Енисейских и Ямальских месторождений ­ 80 миллионов тонн; транзитные перевозки грузов ­ до 2,5 миллиона тонн, включая экспорт удобрений и металлов; экспорт лесных грузов из бассейнов рек Енисей и Лена до 1 миллиона тонн; увеличение объёмов каботажных перевозок и северного завоза.

Предполагалось, что грузооборот Норильского комплекса стабилизируется и в обозримой перспективе будет в объёме 1,2 миллиона тонн, а внешнеэкономические связи Чукотки и Якутии обеспечат экспортно­импортные перевозки в объёме 3 миллиона тонн в год.

После этого знакового мероприятия в 2005 году в Мурманске состоялось два совещания, на которых обсуждалась эта же проблема. В них приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, полномочный представитель президента РФ в Северо­Западном федеральном округе Илья Клебанов, руководители федеральных агентств, курирующих морской, речной, железнодорожный, автодорожный, воздушный транспорт, генеральные директора практически всех морских портов России, судоходных и нефтедобывающих компаний.

Игорь Левитин тогда отметил рост инвестиционной привлекательности Мурманского порта и пообещал на развитие инфраструктуры порта на его восточном берегу затратить до 2015 года более 15 млрд рублей. На строительство вторых путей и модернизацию станционного хозяйства было обещано 20 млрд рублей.

Для строительства на западном берегу Кольского залива портовых мощностей предполагалось проложить железнодорожное полотно протяженностью 27 километров. Считалось, что затраты в 6 млрд рублей позволят увеличить объёмы перевалки угля на 10 млн тонн и на 10 млн тонн нефти в год.

Разговоры о развитии Мурманского морского транспортного узла, создании баз снабжения компаний, занятых в шельфовых нефтегазовых проектах, ведутся в течение двух десятилетий. В прямой постановке с обещаниями государственной поддержки этот вопрос обсуждался и во время визита премьер­министра Михаила Фрадкова в Мурманск в 2005 году, и во время проведения Морской коллегии в Мурманске президентом России Владимиром Путиным в 2007 году, но конкретных шагов в данном направлении сделано не было.

Будем строить или экономить?

В условиях жёсткого финансового дефицита требования правительства России к госкомпаниям снижать ежегодные расходы на 10% могут привести к свертыванию инвестиционных проектов, в том числе по развитию Мурманского транспортного узла. Во всяком случае, корректировке уже подвергнут план реконструкции морского и железнодорожного вокзалов к 100­летию Мурманска, не говоря уже о широкомасштабных проектах создания Мурманского транспортного узла со строительством объектов на западном берегу Кольского залива.

Может быть, «Роснефть» наконец­то внесёт свежую струю в этот процесс? В настоящее время эта компания является резидентом Мурманской особой портовой экономической зоны и учредителем МТУ.

Напомним, до этого у ЗАО «Арктикшельфнефтегаз», ЗАО «Корпорация Синтез», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» попытка реализовать проект МТУ оказалась безуспешной. Сейчас «Роснефть» намеревается стать контролирующим акционером управляющей компании МТУ. В настоящее время 40% МТУ принадлежит СУЭК, 25% ­ РЖД, по 15% ­ у «Росморпорта» и «Роснефти», ещё 5% ­ у правительства Мурманской области. Предполагаемый объём инвестиций в проект ­ 152,1 млрд рублей, из которых 89,3 млрд рублей ­ средства частных инвесторов.

«Роснефть» планирует выкупить доли СУЭК, «Росморпорта» и администрации области. РЖД останется в проекте. К слову, в программной статье основного владельца акциями ОАО «СУЭК» Андрея Мельниченко говорится, что основные инвестиции из общей суммы в 3,5 миллиарда долларов будут использованы в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, вложены в строительство порта Тамань и развитие порта Ванино, но Мурманский порт там не значится. К слову, в инвестиционных проектах ФГУП «Росморпорт» на 2012­2015 годы говорится лишь о реконструкции 1­го и 3­го грузовых районов Мурманского порта.

Так будет ли в ближайшие годы реализован проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла? Ответ на этот вопрос дал в своем стихотворении «Железная дорога» Некрасов. Он написал: «Жаль только ­ жить в эту пору прекрасную уж не придётся ­ ни мне, ни тебе». Эти слова актуальны и для проекта МТУ.

О Мурманской области опять забыли

Так как контрольным пакетом акций МТУ собирается владеть «Роснефть», то здесь ключевой фразой являются слова: «Окончательное решение о планах нефтяной госкомпании увеличить долю в капитале МТУ будет принято после того, как будут определены объёмы добычи в Карском море». Но чтобы добывать углеводородное сырьё, а затем переваливать через порт, нужна техника, буровые платформы, которые в своё время были за бесценок проданы. Сейчас у «Роснефти» на арктическом шельфе попросту нет своих буровых платформ. Терминалы МТУ планировалось строить под контейнеры, уголь, нефть. При этом объёмы перевалки угля компания «СУЭК» на экспорт в Европу увеличивать не планирует. О контейнерных перевозках также пока речь не идёт. И каков интерес в этой ситуации у РЖД? Перевалка нефти будет идти по морю.

К тому же в документе под названием «Инвестиционная активность ОАО «НК «Роснефть» на период 2014­2022 гг.» предусмотрено выделение 9,5 триллиона рублей в основном на развитие нефтепромыслов в Красноярском крае, в Ямало­Ненецком АО и на шельфе Баренцева, Карского, Охотского морей и Сахалинской области. О Мурманском транспортном узле, о газификации Мурманской области и строительстве регазификационного терминала, освоении Мурманского месторождения газа не говорится ни слова, и на эти цели не выделено ни одного рубля.

Где деньги, партнёр?

Несмотря на то, что «Роснефть» стала крупнейшей в мире публичной нефтегазовой корпорацией и основным налогоплательщиком страны (в этом году она заплатит 2,7 триллиона рублей налогов), несмотря на оптимистичный доклад президенту России Владимиру Путину главы «Роснефти» Игоря Сечина о том, что уходящий год станет рекордным для компании, что капитализация «Роснефти» в 2013 году выросла примерно на 20% и что это «публичная компания номер один», финансовое состояние компании не внушает доверия.

К примеру, чистая прибыль «Роснефти» за первые 9 месяцев 2013 года по РСБУ сократилась в 4,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 55,578 млрд рублей. Приватизация «Роснефти» может быть отложена до 2016 года. И это не предел: государство хочет продавать дорого, а с такой стратегией, как сейчас, компания вряд ли быстро подорожает. Для приватизации стоимость «Роснефти» сейчас очень низкая ­ 78,5 млрд долларов.

У компании рискованная финансовая стратегия ­ «Роснефть» получает большие предоплаты по контрактам и тратит их на приобретения, наращивая и без того высокий долг, который сейчас составляет 2,4 трлн рублей или, если взять курс доллара к рублю 1:34, ­ 70,5 миллиарда долларов. Много это или мало?

Судите сами: в подписанном Владимиром Путиным федеральном законе «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2015 года составит 71,9 млрд долларов США. Получается, что внешний долг страны соизмерим с долгами «Роснефти».

В 2014 году «Роснефти» придётся выплатить 619 млрд рублей долговых обязательств, что сопоставимо с инвестпрограммой компании (600 млрд рублей). О какой газификации региона и строительстве Мурманского транспортного узла может в данной ситуации идти речь, тем более что это не единственные проекты, о которых заявляло руководство «Роснефти».

НК «Роснефть» в 2014 году планирует инвестировать в геологоразведку на шельфе 100 млрд рублей, из них 90% будет направлено на бурение скважин, сообщил главный геолог компании Андрей Лазеев.

«Роснефть» и «ExxonMobil» собираются пробурить первую скважину на участке Восточно­Приновоземельский­1 в 2014 году вместо заявленного в лицензии 2015 года. Вторую скважину на этом участке компании планируют пробурить в 2015 году. Бурение первой скважины на участке Восточно­Приновоземельский­2, как того требует лицензия, будет произведено в 2016 году, а бурение второй скважины запланировано на 2017 год. Но в сообщении господина Лазеева не говорится о том, что «Роснефть», имеющая 46 лицензий на шельфовые участки, до 2018 года должна пробурить 51 поисковую и разведочную скважину. Чем?

Мурманская область: у газа, но без газа

Среди проектов «Роснефти» есть и «серьёзные» намерения газифицировать север Кольского полуострова. Об этом заявила вице­президент «Роснефти» Влада Русакова во время встречи с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун.

Идея интересная и крайне важная для Мурманской области с точки зрения ухода от мазутозависимости в условиях, когда это топливо постоянно растёт в цене. За это можно будет только благодарить «Роснефть». Но ситуация осложняется тем, что Мурманская область удалена от основных центров газодобычи и лишена газотранспортной инфраструктуры.

Можно поставлять сжиженный газ с европейского рынка, но эксперты относятся к этим планам критически, поскольку ввоз европейского газа в «энергетическую сверхдержаву» выглядит абсурдом и лишь затянет решение проблем с нехваткой газотранспортной инфраструктуры.

Альтернатива привозному газу ­ разработка Мурманского газового месторождения на шельфе Баренцева моря, которое было открыто ещё в 1980­е годы. Его запасы оцениваются в 120 млрд кубометров, что позволяет отнести месторождение к крупным. Среднесуточная добыча газа здесь может составлять до 1,4 млн кубов голубого топлива, тогда как Мурманску и его ближайшему соседу Североморску суммарно требуется около 500 млн кубометров газа в год. Специалисты и к этому крайне затратному без перспектив окупаемости проекту относятся скептически. Да и ни техники, ни технологий у «Роснефти» для этого пока что нет.

На что потянет лёгкий газ

Есть смысл поговорить и о финансовой стороне вопроса.

Прежде всего, в доступных общественности инвестиционных планах ОАО «НК «Роснефть» на 2014­2022 годы о Мурманской области и её газификации вообще ничего не говорится. Если поставлять газ по морю, то для строительства терминала по регазификации СПГ необходимо затратить около 200 миллионов долларов (аналогично терминалу, который планирует построить «Газпром» в Калининградской области). Для проектирования терминала потребуется около двух лет, на строительство самого комплекса по регазификации два­три года, таким образом, ранее чем через 4­5 лет мы свои котельные на сжиженном газе не увидим. Теперь о стоимости газа. Для европейцев СПГ обходится примерно в 300­400 долларов за 1000 кубометров газа. Нам Норвегия вряд ли будет поставлять дешевле. И согласятся ли жители Мурманской области платить за такой газ в три­четыре раза дороже, чем, например, архангелогородцы за отечественный трубопроводный газ.

Можно договориться с поставками СПГ из Катара, который продаёт сжиженный газ по демпинговым ценам за 120­150 долларов за 1000 кубов. Если везти СПГ с заводов в России, то стоимость сжижения низконапорного попутного газа будет обходиться примерно в 50 долларов за тонну СПГ. Автомобильные перевозки на 1000 км удваивают эту стоимость. Если учесть себестоимость добычи, подготовки газа, хранения, перевалок СПГ, то себестоимость СПГ для нас будет примерно 170­200 долларов за тонну, что делает СПГ неконкурентным с обычным газом в России.

Придётся ждать, когда «Новатэк» построит к 2018 году завод «Ямал СПГ». Но будет ли он продавать сжиженный газ потребителям в России дешевле, чем иностранным потребителям?

А мазут всё равно придётся закупать даже при газификации в качестве резервного топлива для газовых котельных.

«Роснефть» берётся за всё

Ещё всесильная «Роснефть» собирается реализовать первый пилотный проект в области СПГ ­ построить завод по производству СПГ на Сахалине. Масштабным проектом «Роснефти» является строительство верфи «Звезда». Первая очередь самой «Звезды» должна быть сдана к концу 2014 года, а первый крупнотоннажный танкер должен сойти с её стапелей не позже 2018 года. В эти планы уже с натяжкой верит партнер «Роснефти» корейская компания «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co», которая ранее вышла из этого неудавшегося проекта, но во второй раз согласившаяся достроить верфь «Звезда». Но в этот раз входить в капитал она не будет, а станет технологическим партнёром.

На просторах Интернета гуляет информация об использовании 82­го СРЗ то ли под базу технического обеспечения буровых работ на шельфе, то ли для строительства морской добычной техники. Для Мурманской области это несомненный плюс, но хватит ли у «Роснефти» финансовых ресурсов на все её проекты?

«Роснефти» хватит проблем и на шельфе. К амбициозным шельфовым проектам «Роснефти» скептически относится и гендиректор «BP» Боб Дадли: «Мы сегодня говорим о некоторых проектах на суше, но сейчас ещё рано что­то говорить по этому поводу». Ранее предполагалось, что компании будут работать в совместных проектах на шельфе. Сегодня партнерами «Роснефти» являются на шельфе Баренцева моря норвежская компания «Статойл» и итальянская «Ени», по Привоновоземельскому шельфу китайская компания «CNPC», шельфовые участки в Карском море предполагается разрабатывать с «ExxonMobil».

*    *    *

Подводя итог, можно сказать, что «Роснефть» агрессивно выходит на рынок газа, скупает активы, планирует непрофильные проекты в судостроении, портах и банковской деятельности. Но стратегия публичной компании остаётся для рынка абсолютной загадкой. Впору назвать нефтегазовую компанию «Роснефть» ­ «Роснефтегазпортсудострой». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру