Эксперты «ПОРА» обсудили развитие туризма в арктических заповедниках

22.05.2019 в 16:50, просмотров: 1190

В Москве на заседании дискуссионного клуба проектного офиса развития Арктики (ПОРА) эксперты обсудили развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях регионального подчинения в Арктической зоне Российской Федерации.

Эксперты «ПОРА» обсудили развитие туризма в арктических заповедниках

Модератором мероприятия выступил эксперт ПОРА по ГЧП Александр Воротников. Он отметил, что на всей территории российской Арктики существуют отличные возможности для развития экологического туризма. Но вклад в экономику региона несущественен – 0,01-0,1%. Главными проблемами, подчеркивает Александр Воротников, является транспортная доступность, низкая комфортность или полное отсутствие инфраструктуры, слабое маркетинговое продвижение, сложность обеспечения безопасности и, как следствие, высокая стоимость поездок.

По всем 11 программам федерального проекта «Экология» Министерством природы формируются проектные офисы. В том числе в рамках министерства появится специальное подразделение, которое будет заниматься экологическим туризмом.

Главный аналитик ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Светлана Шейнфельд считает, что данную сферу многие компании боятся финансировать из-за опасений, что их обвинят в «гринвошинге», а благотворительные проекты не являются «долгоиграющими».

«Чтобы проекты жили, искать инвесторов нужно среди тех потенциальных партнеров, для которых туризм является их основной коммерческой деятельностью. Безусловно, эта тема также должна быть связана с вовлечением и созданием точек роста для представителей коренных народов», – отметила Светлана Шейнфельд.

Заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика» Андрей Кунников рассказал, что они подготовили для туроператоров и туристов список точек, идя по которым можно будет увидеть самое лучшее и не нанести вред природе. Так, например, создаются экологические тропы на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. В планах – открытие визит центра в бухте Тихая. Также Андрей Кунников отметил, что сейчас в парках растет количество туристов, которые посещают его в рамках арктических круизов: несколько лет назад их было 700-800, а в последнее время их количество перевалило за тысячу.

Советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды» эколог Всеволод Степаницкий подчеркнул, что не очень правильно отделять региональные ООПТ от федеральных и важно поддерживать туроператоров, которые готовы заниматься Арктикой, а не ставить им палки в колеса. Такие туроператоры должны вести диалог с региональными госучреждениями. Как правило, у них казенный статус. Национальные парки могут привлекать внебюджетное финансирование и материальный стимул для развития туризма, а краевые госучреждения нет.

Основатель и генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов выделил одну из основных проблем развития туризма – сложнейшие правила строительства туристических объектов. Его компания развивает формат глэмпингов, то есть проживания на природе в шатровых кемпингах с комфортными условиями. Но чтобы проекты окупались, необходимы масштабные инвестиции, а строительство глэмпингов под одного туроператора невыгодно.

Еще одной проблемой называют логистику, в частности монополию авиаперевозчиков и стоимость авиабилетов.

«Несмотря на наше выгодное положение и снегоходную доступность, доставка одного килограмма груза обходится от 45 рублей и выше. Недавняя длительная реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска также привела к тому, что наш бизнес потерял темп», – подчеркнул директор компании «Путорана тур» Олег Крашевский.

Директор ассоциации «Голос Севера» и директор по развитию отеля «Голубино» в Архангельской области Анна Клепиковская рассказала о том, что ее отель организует в Пинежский заповедник и Голубинский карстовый массив экскурсии.

«С Пинежским заповедником не все было просто. Там работают те же люди, которые создавали его 45 лет назад. Мы пришли и спросили, что будет с заповедником дальше. После этого они задумались, и дело сдвинулось с мертвой точки. Все, кто у нас работает, — местные жители. Это наша принципиальная позиция, хотя вахтовым методом, наверное, было бы эффективнее», – подчеркнула Анна Клепиковская.

Также отмечается и то, что многое упирается в бюрократию. Например, заповедник не может построить экологическую тропу на прилегающей к памятникам природы территории, поэтому отелю приходится делать это за свой счет или при помощи грантов.

Ведущий специалист государственного природного заповедника «Ненецкий» Марина Самойлова рассказала о развитии туризма в заповеднике и об открытии должности отдельного специалиста по данному направлению. Сейчас заповеднику необходимы инвестиции для оборудования экологического маршрута «Босиком по тундре», а также есть проблемы в логистике и доставке грузов. Так как коллектив заповедника составляет 20 человек, то они не могут сопровождать туристов, поэтому им нужно будет сотрудничать с местными туроператорами.

Председатель центрального совета МОО «Природоохранный союз», академик Российской экологической академии Вероника Тарабаева рассказала про опыт национального парка «Югыд ва» в Коми, которому удалось в значительной степени развить экологический туризм. Она отмечает, что важно проводить на местах мероприятия с участием лиц, принимающих решения.

Также обсуждалось, что для развития экологического туризма важны маркетинговые исследования.

«Исследования, которыми мы занимаемся с 2003 года, показывают, что мы часто заблуждаемся в том, как в массовом сознании отражается территория, какие есть мифы и стереотипы, которые мешают развитию туризма на ней», – рассказала декан факультета психологии РГСУ, президент Академии имиджелогии Елена Петрова.

Бренд-стратег компании «АСМЫСЛ» Наталья Рыбальченко согласна, что необходимо собирать и формулировать смыслы, из которых рождается туристическая концепция региона. Она продемонстрировала созданную компанией интерактивную карту Терского берега в Мурманской области. На ней показаны точки притяжения региона и основания туристической привлекательности, которые были сформулированы по итогам встреч с местной молодежью.