АПЛ «Ленинский комсомол» - препятствие на пути утилизации «Лепсе»

АПЛ «Ленинский комсомол» - препятствие на пути утилизации «Лепсе»

В Мурманске может появиться новый музей. Первая в Советском Союзе атомная подводная лодка К-3 уже 8 лет «пылится» на судоремонтом заводе «Нерпа» в Снежногорске.

Реакторный отсек на АПЛ давно вырезали, выгрузили отработанное ядерное топливо, а переговоры о создании музея - плавучего или на твёрдом основании - ведутся с того момента, как её списали из состава ВМФ в 1989 году. Причина банальная - нет средств.

В ближайшее время судьбу лодки решать придётся.

В 2005 году брошенный первый отечественный атомоход «Ленинский комсомол» перетащили с военно-морской базы в Гремихе на судоремонтный завод «Нерпа», где он до сих пор и ржавеет.

Третья в мире, первая в Советском Союзе легендарная атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Её построили в то время в рекордные короткие сроки - за 4 года. В 1958 году спустили на воду, в 1989 году вывели из состава Военно-морского флота. Чтобы собрать лодку и спустить её на воду требуется 43 миллиона рублей. Для сравнения, на утилизацию «Лепсе» Европейский банк реконструкции и развития выделил более 50 миллионов евро.

Проект по утилизации плавучей технической базы «Лепсе», одного из самых опасных радиоактивных объектов на северо-западе страны, стал отправной точкой и в судьбе АПЛ «Ленинский комсомол».

- К-3 занимает наши производственные мощности, - говорит Аркадий Оганян, директор филиала СРЗ «Нерпа» ОАО «Центр судоремонта Звёздочка». - Она стоит на судопоезде, а оснастка, на которой стоит АПЛ, как воздух необходима заводу. Более того, подводная лодка занимает место, на котором должны производиться некоторые этапы утилизации «Лепсе»: возведение укрытия, монтаж вентиляции и оборудования, крана для выгрузки радиоактивных отходов из хранилищ плавтехбазы. На судне находится несколько сотен тонн ядерных отходов. Деньги на этот проект выделили европейцы, не пожалели 53 миллионов евро. А в Минобороны России в декабре обещали выделить на этот год 43 миллиона рублей, чтобы собрать и спустить на воду лодку «Ленинский комсомол».

- Когда мы говорим о конвертовке, то мы говорим только о первом этапе работ, - говорит Георгий Нейман, главный инженер филиала СРЗ «Нерпа» ОАО «Центр судоремонта Звёздочка». - Вначале мы должны разблокировать производственную ситуацию на заводе, чтобы приступить к реализации международного проекта - создание герметичной 10-отсечной упаковки с положительной плавучестью. Следующий этап – это принятие решения о разработке проекта музея, месте его установки и дальнейшего выполнения работ для его организации.

Несколько лет назад разрабатывался проект плавучего музея, который хотели ставить в Мурманске на том же причале, что и атомоход «Ленин». С доступом внутрь, вентиляцией, всем необходимым оборудованием, экспозициями. Ориентировочная стоимость проекта тогда составила пятьсот миллионов рублей.

- Всё сильно будет зависеть от того, какая концепция музея будет выбрана, - отмечает Георгий Нейман, главный инженер филиала СРЗ «Нерпа» ОАО «Центр судоремонта Звёздочка». – Есть предложение об установке лодки на твёрдое основание. Тогда требуется приварка дополнительных фундаментов, перегон и подготовка гидротехнических сооружений. Если это будет плавучий музей, то тогда и объём работ будет иной. И цифры финансирования будут отличаться.

Свою заинтересованность в организации музея уже проявляли в Санкт-Петербурге, Северодвинске. Запросы приходили даже из Челябинска. Напомним, К-3 была названа в честь дизельной подлодки, погибшей в Великой Отечественной войне. Деньги на её стройку тогда собирали комсомольцы Челябинской области. А атомная К-3 впервые в истории военного флота СССР совершила длительный поход подо льдами и поднялась на поверхность в районе Северного полюса. И её вторая жизнь - уже в качестве музея - должна быть именно в Мурманске, считают на СРЗ «Нерпа». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру