«Кольская». Три года со дня трагедии

Родные погибших заявляют, что в деле о гибели экипажа буровой рано ставить точку

Родные погибших заявляют, что в деле о гибели экипажа буровой рано ставить точку

 Окончание. Начало в предыдущем номере.

Три года назад, наверное, все средства массовой информации - газеты и телеканалы трубили о гибели буровой платформы «Кольская». Журналисты держали руку на пульсе трагических событий и каждую секунду ждали новых сообщений, пока ещё велись поиски, пока родные моряков и буровиков штурмовали АМНГР, пока выжившие возвращались домой, еле сдерживая слёзы, пока в Мурманск везли тела тех, кого удалось найти.

Со временем упоминаний стало меньше. Выжившие в этой трагедии смогли найти своё место в сегодняшней жизни - продолжили работать и ходить в море или навсегда перебрались на сушу. Погибшие были похоронены, ненайденные - признаны пропавшими без вести, затем - погибшими. Родные ездили к морю прощаться навсегда с сыновьями, дочерями, отцами и матерями, братьями, любимыми.

На Мурманском городском кладбище появился мемориал памяти. Появился не без скандала, во-первых, в некоторых именах были допущены ошибки, во-вторых, родные тех членов экипажа, которых не нашли, хотели, чтобы памятник был установлен в Мурманске, чтобы к нему мог прийти каждый, а не только те, кто специально едет на кладбище.

Журналисты сообщали и о том, что следствие окончено. А вот о суде никакой информации не было. Когда в деле будет поставлена точка? Родные погибших не смогли ответить на этот вопрос, более того, они считают, что следствие было некомпетентно, заявляют, что обвинили совсем других людей, а не тех, на ком действительно лежит ответственность за незаконную буксировку и гибель буровой платформы.

Выводы экспертиз не внушают доверия

Родные погибших при крушении платформы создали инициативную группу и обратились за помощью к адвокатам и общественности. О твёрдой позиции и намерении добиться справедливости от имени родственников моряков и буровиков, жизнь которых унесла трагедия «Кольской», рассказал сын пропавшего без вести судового врача платформы Дмитрий Свистунов: «Следствие закончено, и уголовное дело закрыто, но когда будет суд, никто ответить не может. В списке обвиняемых всего два человека: главный инженер ОАО «АМНГР» Бордзиловский и заместитель начальника службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания Лихван. Степень их вины определит суд, но и без этого ясно, что не они принимали решение о буксировке, которая не должна была состояться и по правилам, и по здравому смыслу. У нас, родственников погибших на буровой, нет никаких сомнений, что вина за гибель «Кольской» и 53 её работников лежит на бывшем генеральном директоре АМНГР Мелехове и его заместителе по флоту Васецком. Эти люди так спешили перегнать платформу для начала работ по новому контракту, что выбрали самый короткий и вместе с тем опасный маршрут. Безопасные варианты были, но это было и дольше, и дороже. Зная о том, что морская буксировка зимой в Охотском море запрещена, они оформили операцию как «буксировка на месторождении». Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа уже постановил, что буксировка «Кольской» не может считаться «буксировкой на месторождении». Видимо, из соображений экономии они не обеспечили снятие с платформы людей, не задействованных в буксировке, что привело к большому числу человеческих жертв. Вышеперечисленное не является нашими домыслами. Всему этому есть множество подтверждений, в том числе и в материалах уголовного дела. Однако следствие сделало всё, чтобы оградить этих людей от ответственности. Выводы экспертиз по трагедии также не внушают доверия. Основной вывод - «Кольская» затонула из-за того, что погибший капитан превысил скорость буксировки на пару узлов, а вовсе не из-за того, что буксировка платформы зимой в Охотском море запрещена из-за несовместимых с данной операцией погодных условий. Но, даже начав эту незаконную буксировку, АМНГР провела её с массой нарушений! Кроме того, две последних экспертизы в уголовном деле были назначены с процессуальными нарушениями. Мы не согласны ни с выводами следствия, ни с выводами экспертиз».

Где сейчас находится дело, нам не сообщают

Один в поле не воин. И сегодня, когда завершено следствие и родные погибших уже ознакомились с тысячами страниц дела, с многочисленными экспертизами и выводами правоохранительных органов, они поняли, что самостоятельно не добьются пересмотра дела. Инициативная группа обратилась к адвокату с многолетним опытом, председателю президиума Московской коллегии адвокатов Юрию Костанову. В Следственный комитет полетели ходатайства о привлечении к ответственности виновников трагедии и о назначении новых экспертиз. Потребовалось ещё полгода и жалоба заместителю генерального прокурора РФ, чтобы получить постановление об отказе в удовлетворении ходатайств с обоснованиями.

Более подробно рассказывает Юрий Костанов, который вышел на связь с редакцией газеты «Московский комсомолец в Мурманске»: «По ознакомлении с делом я как представитель потерпевших заявил ходатайство о дополнении следствия. В ходатайстве просил решить вопрос о привлечении к уголовной ответственности руководителей АМНГР, а также тех, кто отвечал за организацию спасательных работ. Кроме того, я просил назначить судоводительскую экспертизу и истребовать некоторые документы, которых в деле нет. Нам в удовлетворении этого ходатайства было отказано. Полагаю - необоснованно. Где сейчас находится дело, нам не сообщают в нарушение закона: если дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения, потерпевших следователь об этом должен был уведомить; если оно до сих пор у следователя, то должен был быть продлён срок следствия, о чём потерпевших также положено уведомлять. Однако никаких уведомлений ни я, ни мои доверители не получали».

Всему виной спешка и желание сэкономить

Для ознакомления с делом известный московский адвокат Юрий Костанов потратил много времени, привлекал специалистов и экспертов и сегодня делится своим мнением о причинах гибели буровой платформы: «Как мне представляется, крушение «Кольской» произошло в результате грубого нарушения целого ряда норм и правил. Во-первых, буксировка производилась в период, запретный для такого рода операций ввиду сложных погодных условий. Во-вторых, неверно был избран маршрут по более короткому, но более опасному варианту. В-третьих, буксировка производилась с поднятыми и незакреплёнными опорными колоннами, в-четвёртых, на борту «Кольской» находилось более полусотни людей, которых следовало перевезти другим путём, ведь «Кольская» - не пассажирское судно. Это основные, хотя и не все, причины гибели людей.

Уже это перечисление наводит на мысль о спешке. Спешили как можно быстрее и дешевле отбуксировать «Кольскую» к новому месту буровых работ. Не стали ждать благоприятного для буксировки сезона, проложили короткий маршрут. Короче - значит, быстрее, более безопасный маршрут был бы длиннее и дольше. Не стали тратить время на опускание колонн, что существенно повысило бы остойчивость платформы за счёт снижения центра тяжести. Каждая колонна высотой более 100 метров - в итоге платформа, как перевёрнутая табуретка, болталась в бушующих волнах, - продолжает перечислять причины трагедии адвокат. - Не стали тратить время и на закрепление колонн, что также не способствовало устойчивости в условиях штормовой качки, к тому же, раскачиваясь и ударяясь о корпус, незакреплённые колонны наносили повреждения корпусу, из-за чего образовалась течь. Вместо того чтобы отправить людей, не занятых в буксировочных работах, иным способом (пассажирским судном, более приспособленным к плаванию в штормовых условиях, либо самолётом), оставили их на платформе - так дешевле. В результате большинство из них погибло. Такая вот экономия за счёт жизни людей. На одной чаше весов - экономия времени и денег, на другой - гибель 53 человек».

Юрий Костанов уверен, что при производстве проведённых по делу экспертиз допущены процессуальные нарушения, делающие заключения экспертов недопустимыми доказательствами.

Гибель СПБУ «Кольская» на совести многих людей

Со многими причинами, перечисленными адвокатом, соглашаются эксперты. Своим профессиональным мнением журналист газеты «Московский комсомолец в Мурманске» попросила поделиться представителя Нефтегазстройпрофсоюза России в Мурманской области Ростислава Анатольевича Загороднего.

«Дело в том, что следствие в своей работе ограничилось коротким периодом от ухудшения погоды до гибели СПБУ «Кольская», - рассказывает Ростислав Загородний. - Поэтому по результатам следствия обвинение предъявлено только двум человекам, вина которых, по моему мнению, наименьшая в силу их неполной компетенции и уровня, занимаемого в компании. Главный инженер не отвечал за безопасность мореплавания, а ведущий специалист, в одночасье ставший и.о. заместителя генерального директора по флоту, не обладал достаточным опытом для принятия решительных действий. Проведённая следствием «судоводительская экспертиза» проводилась не судоводителями. Кроме того, по моей информации, следствием не был проведён анализ плана буксировки СПБУ «Кольская», представленный судовладельцем. Сравнивая буксировку аналогичной СПБУ «GSP Сатурн» в ноябре 2014 года в Баренцевом море, мы видим, что в этом случае для обеспечения безопасности был задействован резервный буксир и спасательное судно. То есть план буксировки СПБУ «Кольская» обязан был предусматривать возможное ухудшение погоды и возникновение форс-мажорных обстоятельств. Но это было сделано формально, в виде предполагаемых мест укрытий от шторма. Говоря профессиональным языком, не была проведена должная оценка рисков и не были приняты меры к их минимизации, - убеждён Ростислав Загородний. - При наличии двух и более буксирных судов по правилам буксировки формируется караван и назначается начальник каравана, который руководит буксировкой и отвечает за её безопасность. Если это не сделано, им автоматически становится капитан более мощного буксира, то есть капитан ледокола «Магадан», но он проходит по делу только свидетелем.

Сам факт привлечения ледокола в качестве буксирного судна не получил должной оценки. А отсутствие в караване спасательного судна привело к гибели многих людей, которых невозможно было поднять на ледокол, абсолютно не приспособленный для этой цели.

Гибель СПБУ «Кольская» на совести многих людей, которые подписывали сомнительные акты готовности, которые, подменяя понятия, зимой допустили буксировку буровой Охотским морем, которые, не обеспечив снятие лишних людей, переложили на капитана ответственность за их судьбу, - делает вывод Ростислав Загородний. - Но провести тщательное расследование гибели буровой, исследовав все обстоятельства, предшествовавшие трагедии, видимо, сегодня никому, кроме родственников, не интересно».

«Кольская» не стала уроком

Казалось бы, «Кольская» всех научит… Казалось, что это жестокий урок, опыт всего человечества, пример того, как нельзя делать, пример того, чего может стоить ошибка. Но, видимо, этот жестокий урок не усвоен. И трагедия чуть не повторилась.

В ноябре этого года СПБУ «GSP Saturn» в ходе буксировки получила повреждения во время шторма в Печорском море. А на борту находились 46 человек - неоправданно много членов экипажа. К счастью, спасательная операция была успешной, и беда не случалось. «Дай бог, чтобы страшная гибель «Кольской» никогда не повторилась, дай бог, чтобы все усвоили урок и научились ценить не только деньги, но и жизни», - подводят итог родные погибших на буровой платформе «Кольская».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру