Освоение шельфа не спринт, а марафон

Достойно уважения стремление правительства Мурманской области привлечь внимание федеральной власти и отечественных компаний к освоению арктического шельфа

Достойно уважения стремление правительства Мурманской области привлечь внимание федеральной власти и отечественных компаний к освоению арктического шельфа

Окончание. Начало 3 декабря.

Понимание того, что в условиях экономических санкций и финансовой блокады российских нефтегазодобывающих компаний перспективы освоения арктического шельфа отодвигаются на неопределённый, но явно неблизкий срок, привело к тому, что в VII Международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом», которая состоялась в рамках III Мурманской международной деловой недели, приняло участие так мало профессионалов из зарубежных стран.

«Роснефть» и «Газпром» на распутье

Виктор Обмётко, начальник Управления геологоразведочных работ на шельфе департамента геологоразведочных работ ОАО «НК Роснефть», проинформировал участников конференции о работах на шельфе арктических морей, которые выполнила компания. «Роснефть» имеет 50 лицензионных участков на шельфе России с ресурсной базой 46,1 миллиарда баррелей условного топлива, из них 26 участков в Арктике.

НК к геологоразведке в Арктике приступила в 2006 году, изучая арктический регион, проводила сейсморазведку, оценивая перспективы. С 2012 года компания приступила к ГРР 2Д в Карском море, 3Д в Печорском море. Совместно с итальянской компанией «Ени» была проведена разведка в российской части «серой зоны», с компанией «Статойл» - в Охотском море. В 2014 году там проведён большой комплекс сейсморазведки 2Д.

В Восточной Арктике была проведена сейсморазведка 2Д, пройдено 14 тысяч погонных километров за один сезон. Все работы исполнили отечественные подрядчики: МАГЭ, СМНГ, «Дальморнефтегеофизика».

С помощью буровой установки West Alpha пробурена первая поисковая скважина в Карском море на структуре «Университетская-1» (участок Восточно-Приновоземельский). Открыто самое северное в России месторождение, получившее название «Победа». В работах, кроме буровой установки, было задействовано 9 разведочных и 28 судов сопровождения, 4 самолёта.

«Роснефть» планирует продолжить ГРР в Восточной Арктике, где плотность изучения шельфа низкая. Планируется, что здесь первая скважина будет пробурена в 2019 году. В Западной Арктике будет проводиться бурение и сейсморазведка 3Д. Всего до 2019 года «Роснефть» планирует пробурить на шельфе 18 разведочных скважин.

Здесь необходимо сделать некоторое отступление, на которое обратил внимание и Артур Чилингаров, задавший выступавшему вопрос о том, как планирует «Роснефть» работать в условиях санкций?

Здесь действительно есть над чем задуматься: из-за санкций зарубежные партнёры «Роснефти» «ExxonMobil», «Статойл» и «Eни», которые финансируют геологоразведочные работы, не могут продолжать работы.

Как сообщают СМИ, у «Роснефти» возникли финансовые проблемы: чистый долг компании в 1,77 трлн рублей вырос на 16% по сравнению с серединой года. А в декабре 2014 года и феврале 2015-го НК должна погасить кредиты на сумму около 14 млрд долларов. В целом в 2015 году компания должна вернуть банкам 19,5 млрд долларов. Это вынуждает «Роснефть» просить у правительства РФ 2,4 трлн рублей из Фонда национального благосостояния.

О том, как сработала дочерняя компания «Газпрома» - ООО «Газпромнефть-Сахалин» в 2014 году, как выполнено бурение скважины на месторождении «Долгинское» в Печорском море, рассказал начальник Управления по обеспечению производства этой компании Алексей Фадеев.

Первую скважину на этом месторождении по заказу «Газпрома» пробурила мурманская компания «Арктикморнефтегазразведка» в 1998 году. В 2014 году к буровым работам была привлечена румынская буровая установка GSP Saturn.

Алексей Фадеев отметил необходимость создания кластера нефтедобычи в Мурманске.

Как добывать нефть и газ в условиях санкций и отсутствия необходимого количества морских буровых платформ на предельно мелководных участках арктического шельфа, рассказал Александр Папуша, профессор Мурманского государственного технического университета. Понятно, что в своих предложениях он исходил из уже накопленного в США и Канаде опыта использования искусственных островов. Эта тема актуальна в районе полуострова Ямал. Именно здесь располагается ресурсная база «Газпрома» с выходом на Бованенковское и Харасавэйское месторождения. Здесь глубина моря составляет всего несколько метров.

Насыпные, намывные острова в виде кессонов и даже ледовые могут быть использованы как для разведочного, так и для эксплуатационного бурения. В отечественной практике имеется пример использования намывного острова на месторождении Кашаган в Каспийском море. Александр Папуша в качестве примера привёл Крузенштернское месторождение в северо­западной части полуострова Ямал. Основная часть запасов газа находится на шельфе залива Шарапов шар с глубинами моря 1,5-2 метра. Но запасы впечатляют: 1,67 трлн куб. метров газа и 80 млн тонн конденсата.

Мечтать не вредно

Звучали на конференции доклады и из серии фантастических. Например, Леонид Кульпин, генеральный директор ООО «НИПИморнефть», предложил проект освоения Мурманского месторождения с запасами газа 120 млрд куб. метров.

Действительно, Мурманская область, находящаяся на мазутной игле и тратящая миллиарды на закупку этого топлива для региональных котельных и ТЭЦ, нуждается в природном газе. Месторождение «Мурманское» - самое близкое (располагается в 220 километрах) к побережью Кольского полуострова. На этом месторождении пробурено 9 скважин, испытано 6. Но глубины моря, которые здесь от 70 до 120 метров, удалённость от берега ставят этот проект в настоящее время в разряд нереальных из-за отсутствия техники и технологий подводной добычи газа в России, большой стоимости проекта освоения месторождения и строительства подводного газопровода.

Да, норвежцы добывают газ на Ормен Ланге с ещё большой глубины. Но они целенаправленно шли по пути создания соответствующей техники четыре десятилетия. Этот путь предстоит пройти и России, если она не хочет зависеть от западных санкций.

Сегодня шельфовые проекты на 90% зависят от западного оборудования и технологий. В России имеется более 200 предприятий, выпускающих нефтегазовое оборудование, но предоставить нефтегазодобывающим компаниям необходимые образцы техники они смогут не ранее 2018-2020 годов, если начнут заниматься вплотную этим сейчас.

Понятно, что без соответствующего оборудования освоить богатства арктического шельфа нереально. По прогнозу Михаила Григорьева, директора ООО «ГЕКОН», при самых благоприятных условиях развития ситуации с импортозамещением Россия приступит к освоению шельфа «серой зоны» не ранее 2030 года, к освоению Штокмановского ГКМ не ранее 2025 года. На принятие решения по добыче нефти и газа на шельфе влияют цены на нефть. При нынешней стоимости нефти добывать её на шельфе нерентабельно.

Ставангер - пример для Мурманска?

В мировой истории ХХ века немало примеров стремительного экономического роста государств. К таковым можно отнести Советский Союз с его предвоенными пятилетками и индустриализацией, промышленный бум в США в годы Второй мировой войны, послевоенный взлёт Японии и «азиатских тигров», более поздний, но эффектный переход от отсталости к вершинам прогресса стран Персидского залива, стремительный выход в экономические лидеры Китая. Но особое место в ряду этих стран занимает Норвегия, сумевшая в полной мере воспользоваться данным ей природой нефтегазовым богатством.

Эта страна, немногим ранее начавшая работы на морском шельфе, чем Россия, сумела за 45 лет за счёт нефти и газа обеспечить для своего народа самый высокий в мире уровень жизни населения.

За 45 пять лет на шельфе Норвегии было пробурено более трёх тысяч скважин, открыто около семи десятков месторождений. Грамотно используя нефтедоллары, в кратчайшие сроки была создана эффективная нефтегазовая промышленность и построены уникальные добычные комплексы.

Ярким примером взлёта на волне нефтегазового бума для Мурманска является норвежский город Ставангер, в прошлом один из самых бедных городов Норвегии. Но с началом работ по добыче нефти на шельфе Северного и Норвежского морей и решением правительства этой страны о размещении штаб-квартиры государственной компании «Статойл» в этом городе судьба Ставангера изменилась в лучшую сторону. Этот город стал большой строительной площадкой, где создаются буровые платформы. Позаимствовав опыт у американских компаний, Норвегия создала свой мощный строительный комплекс по возведению буровых платформ, созданию новейших образцов добычной техники. Норвежские компании стали лидерами на мировом рынке подводного и бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи, хранения, отгрузки и услуг по обслуживанию. Норвегия смогла создать уникальную модель сотрудничества нефтегазовых компаний, поставщиков оборудования и услуг, объединённых в организацию INTSOK, и научно-исследовательских учреждений. В Ставангере построено немало бетонных буровых платформ. Венцом же строительной индустрии по возведению платформ стал колосс для месторождения «Тролль», открытого в 1986 году.

В течение последних двух десятилетий Норвегия тратила средства не на открытие новых месторождений, а на совершенствование технологий, которые дали возможность увеличить нефтеотдачу уже разрабатываемых пластов, доведя объём добываемой из них нефти до 65%, что является лучшим показателем в мировой практике.

В 2001 году в Норвегии была принята национальная стратегия «Нефть и газ в XXI веке», которая определила восемь целевых направлений для проведения исследований. Они включают экологические технологии будущего, комплексное изучение залежей и разведку месторождений, совершенствование нефтеизвлечения, экономически эффективное бурение, интегрированное производство и разработку пласта в реальном времени, подводную обработку и транспортировку, глубоководную и подводную технологию добычи, газовые технологии.

Метановые бомбы могут взорваться в любое время

Даже самые современные технологии, самая передовая техника не исключают возможность катастрофического развития событий на шельфовых нефтяных и газовых промыслах при наличии газогидратов. Именно это природное явление бросает очередной вызов российским учёным. О необходимости учитывать присутствие газогидратов при работах на шельфе рассказал Анатолий Виноградов, академик РАЕН, заместитель директора Геофизической службы РАН - директор Кольского филиала ГС РАН. Он также остановился на необходимости создания отечественных аналогов современных волоконно-оптических систем для геофизического мониторинга геодинамического режима нефтегазовых полей в Западной Арктике.

Несмотря на огромный опыт Норвегии по освоению шельфовых месторождений, даже она не имеет необходимого оборудования для работы в холодных водах арктических морей. В этих условиях Анатолий Виноградов предложил обратить внимание на наличие на шельфе газогидратов, которые не только забивают трубопроводы, скважины, но могут привести и к катастрофам на нефтегазопромыслах. Экологи говорят о метановых бомбах, которые могут взорваться в любое время.

Как подчеркнул учёный, каждая вторая скважина на Бованенковском месторождении из-за газогидратов - аварийная. На шельфе встречаются воронки после взрыва газогидратов диаметром до 700 метров, а на поверхность часто всплывают газовые пузыри диаметром до 250 метров. В 1923 году в таком пузыре утонул норвежский траулер. Несложно представить, что произойдёт при появлении такого пузыря под буровой платформой.

Наличие газогидратов обнаружено в районе норвежского месторождения Ормен Ланге, выбросы газа происходят на шельфе вдоль Шпицбергена, вдоль Ямала (Харасавэй). В нашей стране отсутствуют регламентирующие документы, которые обязывали бы учитывать наличие газогидратов при строительстве скважин.

К сожалению, чтобы оконтурить поля газогидратов на шельфе, у России нет соответствующего оборудования. Оно имеется в США и Великобритании. В Великобритании его выпускает компания «Stingrei». Эта компания продала Норвегии комплект оборудования за 40 миллионов долларов. Но, поскольку в этом оборудовании используются высокочувствительные датчики, обнаруживающие движение объектов на удалении до 1000 километров, в Россию оно не поставляется, чтобы не было использовано в военных целях, скажем, для обнаружения подводных лодок.

В своё время волоконно-оптический гидрофон был разработан мурманским НИИ «Моргеофизика». Он был запатентован в начале 90-х годов прошлого века. На том дело и застопорилось.

Анатолий Виноградов призвал восстановить научные и инженерные кадры института и в сотрудничестве с санкт-петербургским заводом имени Вавилова наладить выпуск так необходимого оборудования. Цена вопроса - 100 миллионов рублей.

Учёный обратил внимание и на недооценку айсбергоопасности. В 2010 году от ледника Новой Земли в районе Университетской площади откололся айсберг диаметром 4 километра и массой в 150 миллионов тонн. Несложно представить, какую опасность он представляет для буровых платформ. К сожалению, в России нет ни одного полярного спутника, и все снимки из космоса Россия закупает у других государств.

Мы утратили способность выпускать оборудование для сейсмологии, закупая на 100% его за рубежом. И здесь нужны меры для восстановления утраченных позиций.

Необходимо проработать перечень НИИ и предприятий, которые способны выпускать необходимое оборудование, и направить его в Военно-промышленную комиссию при правительстве РФ для принятия неотложных мер. Иначе мы отстанем от западных стран навсегда, став вечными покупателями необходимого оборудования в надежде, что в очередной раз в отношении нашей страны не будут объявлены санкции. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру