Законодательные сети рыбаков

В Мурманске прошла Международная выставка «Море. Ресурсы. Технологии»

02.04.2014 в 10:33, просмотров: 851
Законодательные сети рыбаков

В экспозиции юбилейной Международной специализированной выставки «Море. Ресурсы. Технологии», которая прошла в двадцатых числах марта, приняли участие более 80 предприятий от Москвы до Владивостока. Знаковым можно считать интерес к нашей выставке азиатских структур: индийской компании, производящей оборудование для рыбодобычи, и южнокорейского института морских исследований. «Каждый из участников выставки получил, я думаю, ответы на насущные вопросы, но, прежде всего, эта выставка стала диалоговой площадкой для того, чтобы нам выработать развитие рыбопромышленного комплекса Мурманской области, - отметил в своём выступлении на церемонии закрытия заместитель губернатора Мурманской области Сергей Скоморохов. - А по итогам конференции будет составлена резолюция, которая даст новый импульс нашей промышленности».

В рамках многочисленных мероприятий выставки «Море. Ресурсы. Технологии-2014» состоялась международная конференция «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы», на которой с докладом «О совершенствовании законодательства, направленного на развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» выступил заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы ФС РФ Валерий Язев.

Требуются адекватные меры

В своём выступлении Валерий Афонасьевич отметил, что в настоящее время запасы водных биоресурсов в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией России, по разным причинам сокращены, например, из-за перелова, поэтому требуются адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления таких запасов.

В последнее время Государственной Думой и правительством России был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственного управления и использования водных биоресурсов.

Одним из главных достижений в развитии рыбной отрасли и совершенствовании её регулирования в 2013 году стало принятие ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон является фундаментом комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры, обеспечивающей получение рыбной продукции, а также сохранение биоразнообразия в водных объектах страны.

Ещё одна наиважнейшая для рыбохозяйственного комплекса и его рынка задача, которая была решена с принятием закона, - установление возможности производства продукции из водных биоресурсов на рыбопромысловых судах при осуществлении прибрежного рыболовства, а также перегрузки такой продукции с судна на судно.

В последние годы осуществлён ряд мер, которые привели к стабилизации работы рыбной отрасли. В частности, снижение платы за водные биоресурсы, введение ставок единого сельхозналога для градообразующих предприятий, гарантированное обеспечение пользователей промышленными квотами создали более комфортные условия для инвестиций в отрасль.

В 2013 году был принят Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла и Перечень мероприятий по реализации этого плана. Однако данный Перечень требует дальнейшей конкретизации по срокам и исполнителям, а главное ­ должен быть реализован в ближайшие годы.

На решение системных проблем развития рыбохозяйственного комплекса нацелена принятая правительством страны 28 февраля 2013 года Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года» с объёмом финансирования около 88 млрд рублей. Также Минсельхозом разработана Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015­2020 годах и на период до 2023 года», которая планируется к утверждению в 2014 году.

ФЦП должна стать неотъемлемой частью Государственной программы и позволит расширить её возможности. Перейти от «сценария выживания» к «сценарию развития» даже в условиях экономии бюджетных средств.

Однако действующее законодательство в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов не в полной мере регулирует вопросы, возникающие при осуществлении рыболовства. Очевидно отставание отраслевого законодательства от выдвинутых правительством России инициатив, нацеленных на повышение эффективности деятельности рыбохозяйственной отрасли.

ВТО мешает рыбопереработке

Вступление России в ВТО существенно повлияло и в дальнейшем может негативно сказаться на состоянии отечественного рыбного рынка.

Основная стратегическая цель экономического и социального развития российского рыбного хозяйства предусматривает переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному, формирование конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей продовольственную независимость России. Нормы ВТО, напротив, направлены на облегчение экспорта сырья и поступления импортной продукции на внутренний рынок.

При этом внутреннее законодательство не способствует формированию конкурентоспособности рыбоперерабатывающих предприятий и увеличению поставок именно отечественной продукции рыбы на внутренний рынок. Это связано с огромным административным прессом на бизнес при фактическом отсутствии системного контроля производства продукции, несовершенством или отсутствием необходимых подзаконных актов, инфраструктурными проблемами, а также отсутствием практики применения экономических методов стимулирования рыболовства и рыбопереработки.

«Исторический принцип» распределения квот

Депутат Госдумы считает, что одним из актуальных вопросов, возможно, требующим законодательного решения, является целесообразность сохранения «исторического принципа» распределения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов и предоставление преимущественного права получения квот на новый срок тем лицам, которые осуществляют рыболовство на основании «исторического принципа».

В этой связи нельзя не отметить, что со вступлением в силу в 2004 году федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и перехода на долевой принцип распределения квот на исторической основе значительно улучшились финансовые показатели работы отрасли. Наделение в 2008 году пользователей долями квот биоресурсов на 10 лет придало рыбопромышленникам уверенность в стабильном ресурсном обеспечении работы предприятий. На примере Мурманской области можно отметить, что инвестиции в основной капитал в рыболовстве региона за 2012 год составили 2,5 млрд рублей (рост в 10 раз к уровню 2003 года), сальдированный финансовый результат составил +6,2 млрд рублей, средняя зарплата составила 57,7 тысячи рублей (159,6% к средней по области), рост к уровню 2003 года более чем в 6 раз.

Однако ещё до 2004 года, до формирования нормативно-правовой базы в области рыболовства, вступления в силу закона о рыболовстве был период полного экономического упадка отрасли.

Применение существовавшего в тот период механизма продажи квот на аукционах привело к тому, что многие отечественные предприятия попали в глубокую экономическую зависимость, прежде всего, от иностранных компаний, фактически кредитовавших их участие в торгах. Кроме этого, погоня за быстрым доходом в целях окупить затраты на участие в этих аукционах создала предпосылки для незаконного, несообщаемого промысла наиболее ценных видов водных биоресурсов.

Исторический принцип закрепления долей призван предоставить предприятиям возможность осуществлять планирование своей работы не только на 10 лет, но и на более долгосрочную перспективу (20 и более лет), стимулировать наиболее полное освоение выделенных квот, а также практически устраняет различные коррупционные схемы распределения.

«Незаходные» суда - проблема с «бородой»

До настоящего времени Минсельхозом России не завершена работа, направленная на обеспечение возможности получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации не только российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов, но и транспортировку уловов водных биоресурсов, а также на упрощение порядка получения такого разрешения.

В соответствии с перечнем поручений президента России от 21 марта 2013 года правительству РФ поручено представить предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность рыбохозяйственного комплекса, обратив особое внимание на развитие прибрежного рыболовства, в том числе рассмотрев вопрос о возможности определения допустимых видов переработки по каждому рыбохозяйственному бассейну и виду добываемых ВБР, исходя из принципа экономической целесообразности их доставки для переработки на берег.

Однако допустимые виды переработки на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства до настоящего времени не определены. Также до настоящего времени не приняты все необходимые подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию федерального закона «Об аквакультуре», что фактически нивелирует выработанные им механизмы эффективного управления рыбохозяйственной отраслью в указанной части.

Сохраняется проблема так называемых «незаходных» судов, которые были построены за рубежом в 90-е годы прошлого века. В связи с необходимостью уплаты таможенной пошлины и налогов эти суда не заходят на таможенную территорию Российской Федерации и не доставляют добытые (выловленные) водные биоресурсы на отечественные рыбоперерабатывающие предприятия.

Следующей серьёзной проблемой отрасли является технологическое отставание рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и нехватка мощностей, а также отсутствие условий, обеспечивающих мотивацию обновления и модернизации техники и технологий в рыбохозяйственной отрасли.

В конце своего выступления Валерий Язев заверил участников конференции, что 2014 год будет напряжённым, что депутаты Госдумы намерены и дальше делать всё, чтобы сохранить и приумножить рыбные ресурсы, поддержать нелёгкий труд рыбаков, чтобы он оценивался по достоинству.