Коррупция похожа на айсберг

Доля жителей Мурманской области, сталкивавшихся с проявлениями коррупции в 2013 году, составила 34,7%

Доля жителей Мурманской области, сталкивавшихся с проявлениями коррупции в 2013 году, составила 34,7%

Декабрь 2013 года смело можно считать месяцем антикоррупционных мер, сообщений и событий. Вначале Международная неправительственная организация «Transparency International» обнародовала ежегодный Индекс восприятия коррупции. Исследование отражает степень распространённости коррупции в государственном секторе по шкале от 0 (самый высокий уровень восприятия коррупции) до 100 (самый низкий уровень). Индекс представляет собой комбинацию опросов и опирается на относящиеся к сфере коррупции данные, собираемые различными организациями. Россия оказалась на 127-м месте из 177 стран, набрав 28 баллов, - столько же, сколько и год назад. «Соседями» России по рейтингу с теми же 28 баллами являются Азербайджан, Мадагаскар, Гамбия, Ливан, Мали, Никарагуа, Пакистан и Коморские острова. Из стран СНГ менее коррумпированными, чем Россия, «Transparency International» признала Беларусь (123-е место), Молдавию (102-е место) и Армению (94-е место). Однако знать реальное место России «на празднике жизни» недостаточно. Хорошо бы определить, какой вклад Мурманской области в этом достижении.

Плохие вести для коррупционеров

Публикация рейтинга «Transparency International» словно дала отмашку всякого рода инициативам и заявлениям. Вскоре после обнародования этого рейтинга в администрации президента России появилось управление по борьбе с коррупцией. Соответствующий указ подписал Владимир Путин.

В числе полномочий новой структуры ­ давать советы президенту, проверять законы на коррупциогенность, проверять коррупционную чистоту вновь назначаемых чиновников, анализировать антикоррупционную правоприменительную практику, учить чиновников методам борьбы с коррупцией, не допускать коррупции в самой администрации президента.

Новое управление будет проверять чиновников, которые назначаются президентом или по представлению президента ­ то есть, в числе прочих, федеральных чиновников ряда ведомств, губернаторов некоторых регионов, региональных силовиков. Также будут проверяться декларации о доходах и расходах тех же граждан.

Руководителем нового управления назначен Олег Плохой, служивший ранее заместителем начальника управления президента по вопросам государственной службы и кадров.

Эксперты прокомментировали это событие примерно так. Формально администрация президента ­ ведомство, не упоминаемое в Конституции РФ, с самыми неясными полномочиями. В то же время именно там один из центров принятия решений. Возможно, это поможет новой структуре бороться с коррупцией. Также это свидетельствует о том, что Владимир Путин не доверяет никому «извне».

Портрет коррупции по­-мурмански

Не осталась в стороне от этого антикоррупционного движения и наша область.

В начале декабря региональный Минюст опубликовал результаты социологического исследования коррупции в Мурманской области.

Социологи среди прочего, например, установили, что доля граждан, доверяющих деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в 2013 году составляет лишь 49,4%.

В свою очередь доля предпринимателей, доверяющих деятельности этих органов, ещё меньше ­ 43,0%. По сравнению с 2012 годом ситуация по данному вопросу не изменилась.

По мнению 43,9% северян, уровень информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области находится на низком уровне, для 43,4% ­ на среднем уровне, и лишь 5,4% респондентов отметили высокий уровень данного показателя.

Доля жителей Мурманской области, сталкивавшихся с проявлениями коррупции за 2013 год, составила 34,7% (32% в 2010 году). Доля субъектов предпринимательской деятельности, сталкивавшихся с проявлениями коррупции, ­ 14,0%.

В результате проведенного анализа было установлено, что всего лишь 9,0% опрошенных респондентов достаточно хорошо информированы о коррупции в регионе. 39,8% утверждают, что уровень их осведомленности по данному вопросу находится на низком уровне.

В ходе опроса предприниматели следующим образом оценили уровень своей осведомленности о коррупции в регионе: 33,0% респондентов указали, что они слабо информированы по данному вопросу, и 43,0% ­ средне информированы. Всего лишь 3,0% предпринимателей ответили, что уровень их информированности об антикоррупционной деятельности находится на достаточно высоком уровне.

Основными причинами возникновения коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области по результатам опроса являются бюрократизм, клановость чиновников, а также их личные качества, нечёткость и противоречивость законов, отсутствие контроля за работой чиновников, низкая организация судебной системы, плохая работа правоохранительных органов.

Важно отметить, что 43,3% респондентов выделяют в качестве основной причины взяточничества юридическую и правовую безграмотность населения.

Основными причинами возникновения коррупции, по мнению предпринимателей, выступают личные качества чиновников (69,0%), 64,0% ссылаются на нечёткость и противоречивость законов. Более половины предпринимателей указывают в качестве главной детерминанты коррупции клановость чиновников (56,0%), а также влияние крупных бизнесменов на власть (57,0%).

Заодно был определён ряд показателей, характеризующих состояние коррупции в Мурманской области: средний размер взятки по сравнению с 2010 годом повысился на незначительную величину 50 рублей и составлял на момент опроса 6080 рублей на одну условную коррупционную сделку; годовой объём рынка коррупции в Мурманской области на 2013 год составил 1770 млн рублей, что почти на 700 млн рублей ниже показателей 2010 года.

Свои данные по этой щекотливой теме опубликовала также и прокуратура Мурманской области. В 2013 году, по прокурорским данным, возбуждено 202 уголовных дела коррупционной направленности, что на 78 уголовных дел больше аналогичного периода прошлого года.

Региональными прокурорами, кроме того, возбуждено 112 дел об административных правонарушениях, имеющих коррупционную составляющую.

Наиболее коррупционными в Мурманской области, по мнению специалистов данного ведомства, являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, прохождения государственной и муниципальной службы, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, реализации федеральных целевых программ и др.

Полиции тоже несладко

С обывательской точки зрения, правоохранительные органы недостаточно активно борются с этим крайне опасным для общества явлением. Однако не всё так просто.

­ В одном из достаточно уважаемых вузов Мурманска, ­ рассказывает оперативный сотрудник Управления по экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) УМВД России по Мурманской области Валерий Б., ­ был выявлен факт преступления коррупционной направленности. Было даже возбуждено уголовное дело, велись следственные действия.

Суть дела ­ заведующий одной из кафедр этого учебного учреждения около двух лет назад устроил на работу к себе на кафедру свою супругу на должность «заведующий лабораторией». Как выяснили оперативные сотрудники, она никакую работу на кафедре не вела, всё это время нигде не работала, оставаясь по сути домохозяйкой. Вдобавок и данной лаборатории на этой кафедре не существовало.

Тем не менее, фиктивный завлаб исправно получала зарплату в размере около 14­15 тысяч рублей в месяц, которая начислялась ей из внебюджетных фондов. Ей шёл трудовой стаж, отчислялись взносы в социальные фонды (Пенсионный и пр.)

В данном вузе после начала проверок со стороны правоохранительных органов было проведено внутреннее расследование, в результате которого данный факт подтвердился, а часть причинённого ущерба была возмещена.

Несмотря на установленный факт и собранные неопровержимые доказательства, руководство вуза в лице одного из проректоров всячески препятствовало завершению рассмотрения уголовного дела, не признавая данный факт как имущественный ущерб учреждению.

Некоторые региональные журналисты пытались предать этот факт гласности. Но ни одно СМИ не решилось это сделать по разным причинам. Удалось выйти даже на одного знакомого и крайне порядочного журналиста, который пообещал содействие в вопросе придания гласности этому факту. Текст уже был готов к печати, но выяснилось, что вуз, в котором было вскрыто нарушение, является рекламодателем данного СМИ...

Вот и получается, что в России в последнее время много говорят о борьбе с коррупцией, но, как видно, на деле отдельные руководители не всегда готовы реально бороться с этим системным злом. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру