Дилетантам в Арктике делать нечего

Дилетантам в Арктике делать нечего

80 лет тому назад, 14 февраля 1934 года, в Чукотском море после трех месяцев дрейфа во льдах был раздавлен и ушёл под воду теплоход «Челюскин». Это событие вновь напоминает о сложности плавания судов по Северному морскому пути. В период, якобы, «глобального потепления» и сообщений о «сокращении ледового покрова Северного Ледовитого океана», который на деле в 2013 году увеличился на 1,6 миллиона квадратных километров, во многих странах заговорили о необходимости обеспечить свободное плавание по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения, на обычных судах, с экипажами, которые ранее видели льды лишь в кино и на картинках.

О том, насколько коварна и опасна Арктика, насколько она требует к себе уважительного отношения, таким людям могли бы рассказать многие арктические капитаны Мурманского морского пароходства и ФГУП «Атомфлот». У них в памяти никогда не сотрутся события, связанные с Айонским массивом, Восточно-Сибирским и Чукотским морями, где в ледовый плен в 1983 и 1994 годах попали три десятка судов. Грузовой теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и затонул 9 октября 1983 года. Тогда аналогичной участи чудом избежали теплоходы «Каменск-Уральский», «Коля Мяготин» и танкер «Уренгой».

В эпопее, продолжавшейся с 1 октября по 4 декабря 1983 года получили повреждения 17 судов Дальневосточного морского пароходства, в том числе, 5 ледоколов («Капитан Хлебников», «Ленинград», «Владивосток», «Адмирал Макаров», «Ермак»), два ледокольно-транспорных судна «Амгуэма» и «Нижнеянск» (СА-15) класса УЛА, 12 судов типа «Пионер» и «Беломорсклес» категории Л1.

От трагедии все эти суда и экипажи спасли атомные ледоколы «Арктика», в тот период он носил имя «Леонид Брежнев» и «Сибирь».

Аналогичная ситуация в Айонском массиве сложилась в 1994 году. В этот раз, спасая суда, отличился экипаж атомного ледокола «Россия». И «Леонидом Брежневым» в 1983 году, и «Россией» в 1994 году командовал Анатолий Ламехов.

За спасение судов в Айонском массиве в 1983 году Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а за спасательную операцию 1994 года был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

Среди более свежих примеров того, как льды Арктики могут вмешаться в процесс мореплавания, операция по освобождению из ледового плена в Охотском море в декабре 2010 года плавбазы «Содружество», транспортного рефрижератора «Берег Надежды», научно-исследовательского судна «Профессор Кизеветтер», траулера «Мыс Елизаветы» и судна «Антон Гурин». Их освобождением занимались ледоколы Дальневосточного морского пароходства «Адмирал Макаров» и «Красин». Операция была завершена 31 января 2011 года и обошлась Дальневосточному морскому пароходству в 7 миллионов долларов.

Не стал исключением и 2013 год. 4 сентября в проливе Матисена к северу от Таймыра танкер «Нордвик» Хатангского морского порта водоизмещением 6403 тонны налетел на льдину и получил пробоину. От трагических последствий экипаж французского катамарана «Babouchka», затертый во льдах, спас ледокол Дальневосточного морского пароходства «Адмирал Макаров».

В Арктике в ХХ веке затонуло немало военных и гражданских судов. И не только в результате боевых действий, ошибок судоводителей, штормовых условий, выбрасывавших корабли на скалы. Немало их погибло раздавленных льдами. Среди них не только всем известный «Челюскин». Ещё почти два десятка судов были уничтожены ледовой стихией в советские годы. Среди них шхуна «Элизиф» американского торговца Свенсона, шхуна «Крестьянка», пароходы «Рабочий», «Моссовет», «Можа», лесовоз «Витимлес», сухогруз «Нина Сагайдак».

Эти примеры говорят о том, что безопасность мореплавания в Арктике зависит от множества факторов: от наличия мощного ледокольного флота, транспортных судов усиленного ледового класса, современного навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, от выучки экипажей, наличия у них опыта арктического мореплавания. По оценке специалистов более 20% аварий на судах происходят при плавании в ледовых условиях.

Автору этих слов воочию довелось убедиться в сложности преодоления ледовых полей в мае 1999 года во время плавания на Диксон в районе Карских ворот, где атомные ледоколы «Арктика» и «Россия» за сутки смоги пробиться лишь на 5 миль. С учётом того, что во льдах, по сравнению с морями без ледового покрова плавает несоизмеримо меньше судов, 20% очень приличная величина.

В период с 14 сентября по 12 октября 2013 года автору этих строк довелось пройти по Севморпути от Мурманска до Певека на танкере Мурманского морского пароходства «Хатанга», и обратно на танкере «Индига». Так вот, если туда мы следовали практически по чистой воде, то на обратном пути в конце сентября – начале октября танкер «Индига» в проливе Вилькицкого двигался трое суток в сплошном льду под проводкой атомного ледокола. И это несмотря на усиленный ледовый класс танкера.

Понятно, что транзитный потенциал Северного морского пути будет использоваться с каждым годом всё более активно. Значительный объём перевозок дадут строящиеся на Ямале завод СПГ и порт Сабетта, вывоз нефти с Приразломного месторождения и с Варандея, перспективы освоения месторождений нефти и газа в Карском море, на что нацелена компания «Роснефть». При всём оптимизме, связанном с ростом морских перевозок по Северному морскому пути нельзя забывать ту опасность, которая подстерегает суда и их экипажи при плавании во льдах. И здесь особую роль играет наличие у России мощных атомных ледоколов, профессионализм экипажей и, в первую очередь, судоводителей.

Опыт арктического мореплавания моряки «Атомфлота» и Мурманского морского пароходства нарабатывают вот уже 74 года. За этот период воспитана целая плеяда арктических капитанов и членов экипажей, которым по силам выполнение задач любой сложности. Достаточно сказать, что по вине моряков «Атомфлота» и Мурманского морского пароходства за все эти годы ни разу не были сорваны задачи Северного завоза, выполнено немало уникальных операций по выгрузке грузов, в том числе крупногабаритных на припайный лед, по созданию транспортно-технологических схем вывоза углеводородного сырья, добываемого в приарктических регионах, с созданием рейдовых и подводные перевалочных комплексов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру