Чиновники Минтранса России выдвигают своего кандидата на пост генерального секретаря Международной морской организации (ИМО). Кандидатом стал заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев. Голосование по кандидатурам, выдвинутым на пост генерального секретаря ИМО, пройдёт в июне 2015 года. Новый генеральный секретарь ИМО вступит в должность с 1 января 2016 года.
Данная информация 27 марта 2015 года была размещена на официальном сайте Минтранса России.
Представляется, что чиновники Минтранса России решили использовать свой опыт в управлении морскими портами, в администрировании и законотворческой работе на глобальном уровне, то есть в «мировом масштабе».
В период с 26 сентября по 7 октября 2009 года Минтранс России успешно прошёл проверку (аудит) Международной морской организации в рамках Добровольной системы проверки государств-членов ИМО в соответствии с Резолюцией ИМО А.946(23).
Чиновникам Минтранса России удалось убедить аудиторов ИМО в том, что нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в сфере морского транспорта, полностью соответствует обязательным инструментам ИМО и, что в Российской Федерации существует отлаженная процедура, обеспечивающая должную имплементацию конвенций, резолюций, циркулярных писем Международной морской организации.
Российская Федерации, в очередной раз, избрана в Совет Международной морской организации по группе «А», в которую входят основные морские державы.
Можно предположить, что данные обстоятельства сыграли основную роль в принятии решения чиновниками Минтранса России о выдвижении своего кандидата на пост генерального секретаря ИМО.
Функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в области морского транспорта осуществляет Департамент Минтранса России, в котором трудится кандидат Виталий Клюев.
Ну а как на самом деле обстоят дела в Российской Федерации в данной сфере деятельности?
В апреле 1965 года в Лондоне, по приглашению ИМО, с целью решения проблем по унификации и упрощению формальных процедур, норм, правил и многочисленных требований национальных властей, связанных с приходом в порт, стоянкой и отходом судов, совершающих международные рейсы, состоялась международная конференция.
Конференция приняла Конвенцию по облегчению международного морского судоходства (Конвенция FAL-65), которая вступила в силу 5 марта 1967 года.
СССР являлся участником Конвенции FAL-65, а с 26 декабря 1991 года членство СССР в Конвенции продолжается Российской Федерацией.
Конвенция FAL-65 содержит соответствующие стандарты, рекомендуемые практики и стандартизированные формы документов, которые предъявляются портовым властям в морских портах при приходе, стоянке и отходе судов, совершающих международные рейсы.
Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, Обязательные постановления в морских портах разработаны Минтрансом России без учёта обязательных норм Конвенции FAL-65.
Более того, о Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года в этих нормативных правовых актах Минтранса России даже не упоминается.
В результате процедуры оформления прихода и отхода морских судов, совершающих международные рейсы, в морских портах Российской Федерации чрезвычайно забюрократизированы.
Например, в морском порту Гамбург на оформление прихода судна уходит минут 20 и затем судно получает свободную практику. Никаких лишних бумаг; только стандартизированные формы документов по Конвенции FAL-65.
Никаких государственных комиссий на борту, состоящих из пограничников, таможенников, врачей и т.д. Всё оформляет судовой агент.
В морских портах Российской Федерации процедура оформления прихода- отхода судов может длиться несколько часов: ожидание прибытия на борт государственной комиссии, заполнение многочисленных документов на бумажном носителе, не предусмотренных Конвенцией FAL-65, затем оформление в Службе капитана порта с предоставлением ещё около 30 документов.
Есть предположение, что в случае избрания на пост генерального секретаря ИМО, Виталий Клюев будет внедрять российские административные процедуры по оформлению прихода-отхода судов в морских портах на глобальном уровне, среди государств - членов ИМО.
В 1995 году в Лондоне, по инициативе ИМО, состоялась Международная конференция, которая приняла Международную конвенцию о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДНВ-Р,95).
Согласно постановлению от 30 сентября 1996 года № 1154 правительство Российской Федерации приняло решение подписать указанную международную конвенцию. Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 29 сентября 2012 года вступила в силу.
Подписав МК ПДНВ-Р,95 правительство Российской Федерации приняло на себя обязательства исполнять все нормы и положения данной международной конвенции.
Но чиновники Минтранса России имеют на этот счёт совершенно другое мнение. Представляется, что они не согласны в данном вопросе с правительством Российской Федерации и фактически денонсировали МК ПДНВ-Р,95.
Приказом Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62 утверждено «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов», которое разработано на основании Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78/95).
В нарушение статьи III МК ПДНВ-78/95 действие указанного Положения о дипломировании Минтранс России распространил на членов экипажей рыболовных судов, а нормы МК ПДНВ-Р,95 фактически полностью игнорировал.
Есть сведения, что в разработке Положения о дипломировании членов экипажей морских судов самое активное участие принимал кандидат на пост генерального секретаря ИМО Виталий Клюев.
Согласно Правилу 8 Приложения к МК ПДНВ-Р,95 предусмотрен пятилетний переходный период, однако он не распространяется на членов экипажей рыболовных судов, которые начали свою работу на судах после 29 сентября 2012 года.
Эти лица, в обязательном порядке, должны иметь дипломы (сертификаты), выданные на основании МК ПДНВ-Р,95.
Но в Российской Федерации, благодаря нормотворческой деятельности Минтранса России, дипломы (сертификаты) согласно МК ПДНВ-Р,95 капитаны морских портов членам экипажей рыболовных судов не выдают.
В силу ч.2 ст.53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) Минтранс России обязан разработать Положение о минимальном составе экипажа судна, а во исполнение ч.4 ст.79 КТМ РФ утвердить Порядок осуществления государственного портового контроля за судами.
В отсутствии должного нормативно-правового регулирования со стороны Минтранса России в данной сфере деятельности, капитаны морских портов, при осуществлении своих функций, напрямую руководствуются: Резолюцией ИМО А.1047(27) «Принципы минимального безопасного состава экипажа судна» и Резолюцией ИМО А.1052(27) «Процедуры контроля судов государством порта, 2011».
Действия капитанов морских портов в данном случае являются противоправными.
Сами по себе резолюции ИМО носят характер рекомендаций и самостоятельно никаких норм внутреннего права не создают.
Для того чтобы применять положения таких резолюций государства-члены ИМО должны их трансформировать в своё внутреннее законодательство.
Минтранс России до настоящего времени не разработал чёткую и внятную процедуру имплементации международных конвенций, резолюций и циркулярных писем ИМО.
Интересно, как удалось чиновникам Минтранса России убедить в 2009 году аудиторов ИМО о том, что в Российской Федерации такая процедура существует и работает?
До сих пор не имплементированы также резолюции ИМО: А.960(23) «Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов», А.1045(27) «Устройства для передачи лоцмана», А.1024(26) «Руководство для судов, эксплуатирующихся в полярных водах».
Василий Иванович из культового фильма «Чапаев» честно признался Петьке в том, что «в мировом масштабе ему не совладать» в силу определённых обстоятельств.
Откуда такая уверенность в своих силах у чиновников Минтранса России? Ведь их видение международного права сильно отличается от установившейся мировой практики.
Учитывая изложенные обстоятельства, есть неустранимые сомнения в том, что Виталий Клюев способен эффективно исполнять функции генерального секретаря ИМО.