Минтранс России готов «поделиться передовым опытом» с ИМО?

Чиновники Минтранса России выдвигают своего кандидата на пост генерального секретаря Международной морской организации (ИМО)

Чиновники Минтранса России выдвигают своего кандидата на пост генерального секретаря Международной морской организации (ИМО)

Чиновники Минтранса России выдвигают своего кандидата на пост генерального секретаря Международной морской организации (ИМО). Кандидатом стал заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев. Голосование по кандидатурам, выдвинутым на пост генерального секретаря ИМО, пройдёт в июне 2015 года. Новый генеральный секретарь ИМО вступит в должность с 1 января 2016 года.

Данная информация 27 марта 2015 года была размещена на официальном сайте Минтранса России.

Представляется, что чиновники Минтранса России решили использовать свой опыт в управлении морскими портами, в администрировании и законотворческой работе на глобальном уровне, то есть в «мировом масштабе».

В период с 26 сентября по 7 октября 2009 года Минтранс России успешно прошёл проверку (аудит) Международной морской организации в рамках Добровольной системы проверки государств-членов ИМО в соответствии с Резолюцией ИМО А.946(23).

Чиновникам Минтранса России удалось убедить аудиторов ИМО в том, что нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в сфере морского транспорта, полностью соответствует обязательным инструментам ИМО и, что в Российской Федерации существует отлаженная процедура, обеспечивающая должную имплементацию конвенций, резолюций, циркулярных писем Международной морской организации.

Российская Федерации, в очередной раз, избрана в Совет Международной морской организации по группе «А», в которую входят основные морские державы.

Можно предположить, что данные обстоятельства сыграли основную роль в принятии решения чиновниками Минтранса России о выдвижении своего кандидата на пост генерального секретаря ИМО.

Функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в области морского транспорта осуществляет Департамент Минтранса России, в котором трудится кандидат Виталий Клюев.

Ну а как на самом деле обстоят дела в Российской Федерации в данной сфере деятельности?

В апреле 1965 года в Лондоне, по приглашению ИМО, с целью решения проблем по унификации и упрощению формальных процедур, норм, правил и многочисленных требований национальных властей, связанных с приходом в порт, стоянкой и отходом судов, совершающих международные рейсы, состоялась международная конференция.

Конференция приняла Конвенцию по облегчению международного морского судоходства (Конвенция FAL-65), которая вступила в силу 5 марта 1967 года.

СССР являлся участником Конвенции FAL-65, а с 26 декабря 1991 года членство СССР в Конвенции продолжается Российской Федерацией.

Конвенция FAL-65 содержит соответствующие стандарты, рекомендуемые практики и стандартизированные формы документов, которые предъявляются портовым властям в морских портах при приходе, стоянке и отходе судов, совершающих международные рейсы.

Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, Обязательные постановления в морских портах разработаны Минтрансом России без учёта обязательных норм Конвенции FAL-65.

Более того, о Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года в этих нормативных правовых актах Минтранса России даже не упоминается.

В результате процедуры оформления прихода и отхода морских судов, совершающих международные рейсы, в морских портах Российской Федерации чрезвычайно забюрократизированы.

Например, в морском порту Гамбург на оформление прихода судна уходит минут 20 и затем судно получает свободную практику. Никаких лишних бумаг; только стандартизированные формы документов по Конвенции FAL-65.

Никаких государственных комиссий на борту, состоящих из пограничников, таможенников, врачей и т.д. Всё оформляет судовой агент.

В морских портах Российской Федерации процедура оформления прихода- отхода судов может длиться несколько часов: ожидание прибытия на борт государственной комиссии, заполнение многочисленных документов на бумажном носителе, не предусмотренных Конвенцией FAL-65, затем оформление в Службе капитана порта с предоставлением ещё около 30 документов.

Есть предположение, что в случае избрания на пост генерального секретаря ИМО, Виталий Клюев будет внедрять российские административные процедуры по оформлению прихода-отхода судов в морских портах на глобальном уровне, среди государств - членов ИМО.

В 1995 году в Лондоне, по инициативе ИМО, состоялась Международная конференция, которая приняла Международную конвенцию о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДНВ-Р,95).

Согласно постановлению от 30 сентября 1996 года № 1154 правительство Российской Федерации приняло решение подписать указанную международную конвенцию. Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 29 сентября 2012 года вступила в силу.

Подписав МК ПДНВ-Р,95 правительство Российской Федерации приняло на себя обязательства исполнять все нормы и положения данной международной конвенции.

Но чиновники Минтранса России имеют на этот счёт совершенно другое мнение. Представляется, что они не согласны в данном вопросе с правительством Российской Федерации и фактически денонсировали МК ПДНВ-Р,95.

Приказом Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62 утверждено «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов», которое разработано на основании Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78/95).

В нарушение статьи III МК ПДНВ-78/95 действие указанного Положения о дипломировании Минтранс России распространил на членов экипажей рыболовных судов, а нормы МК ПДНВ-Р,95 фактически полностью игнорировал.

Есть сведения, что в разработке Положения о дипломировании членов экипажей морских судов самое активное участие принимал кандидат на пост генерального секретаря ИМО Виталий Клюев.

Согласно Правилу 8 Приложения к МК ПДНВ-Р,95 предусмотрен пятилетний переходный период, однако он не распространяется на членов экипажей рыболовных судов, которые начали свою работу на судах после 29 сентября 2012 года.

Эти лица, в обязательном порядке, должны иметь дипломы (сертификаты), выданные на основании МК ПДНВ-Р,95.

Но в Российской Федерации, благодаря нормотворческой деятельности Минтранса России, дипломы (сертификаты) согласно МК ПДНВ-Р,95 капитаны морских портов членам экипажей рыболовных судов не выдают.

В силу ч.2 ст.53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) Минтранс России обязан разработать Положение о минимальном составе экипажа судна, а во исполнение ч.4 ст.79 КТМ РФ утвердить Порядок осуществления государственного портового контроля за судами.

В отсутствии должного нормативно-правового регулирования со стороны Минтранса России в данной сфере деятельности, капитаны морских портов, при осуществлении своих функций, напрямую руководствуются: Резолюцией ИМО А.1047(27) «Принципы минимального безопасного состава экипажа судна» и Резолюцией ИМО А.1052(27) «Процедуры контроля судов государством порта, 2011».

Действия капитанов морских портов в данном случае являются противоправными.

Сами по себе резолюции ИМО носят характер рекомендаций и самостоятельно никаких норм внутреннего права не создают.

Для того чтобы применять положения таких резолюций государства-члены ИМО должны их трансформировать в своё внутреннее законодательство.

Минтранс России до настоящего времени не разработал чёткую и внятную процедуру имплементации международных конвенций, резолюций и циркулярных писем ИМО.

Интересно, как удалось чиновникам Минтранса России убедить в 2009 году аудиторов ИМО о том, что в Российской Федерации такая процедура существует и работает?

До сих пор не имплементированы также резолюции ИМО: А.960(23) «Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов», А.1045(27) «Устройства для передачи лоцмана», А.1024(26) «Руководство для судов, эксплуатирующихся в полярных водах».

Василий Иванович из культового фильма «Чапаев» честно признался Петьке в том, что «в мировом масштабе ему не совладать» в силу определённых обстоятельств.

Откуда такая уверенность в своих силах у чиновников Минтранса России? Ведь их видение международного права сильно отличается от установившейся мировой практики.

Учитывая изложенные обстоятельства, есть неустранимые сомнения в том, что Виталий Клюев способен эффективно исполнять функции генерального секретаря ИМО.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру