Cила материнского сердца

Cила материнского сердца

Многие журналисты, которые работают в средствах массовой информации не первый день, имеют за спиной сотни и тысячи публикаций. Это могут быть совсем разные, а иногда повторяющиеся из года в год материалы о тех или иных событиях, судьбах разных людей. Сколько их - тех, у кого я брала интервью, про кого писала в газетах, о ком снимала репортажи? Сегодня уже не счесть. И, признаюсь, я вспомню далеко не каждого, чью историю пересказывала на страницах того или иного издания, но бывают и такие герои, которые сами возвращаются на страницы газеты.

Так на страницы «Московского комсомольца в Мурманске» возвращается Лариса Батракова. Интервью с ней наша газета публиковала после великого Дня Победы в 2014 году. Тогда увидела свет книга Ларисы Батраковой «Мадонна Великой Отечественной».

Подвигу матери

Эта книга посвящена подвигу женщины-матери в годы Великой Отечественной войны. Каждая история, которая вошла в сборник, записана со слов детей, которые выжили благодаря заботе своих безгранично любящих матерей, спасающих чад во время кровопролитных событий. В книге есть и история супруга Ларисы Батраковой, который первым поделился тяжёлыми воспоминаниями. Героями воспоминаний также стали члены общественной организации «Дети Великой Отечественной войны» Мончегорска. Они рассказывали, как матери ждали хоть каких-то весточек с фронта, оплакивали героически погибших или пропавших без вести мужей и отцов, как они искали своих детей, пропавших во время бомбёжек, как матери трудились в госпиталях и в полях, как рожали в окопах… Эта книга призвана, как рассказывала на страницах газеты «МК в Мурманске» Лариса Батракова, сохранить в истории самое ценное - воспоминания, пропитанные болью и слезами.

История одной матери

Книга вышла в свет маленьким тиражом. Но найти её можно в библиотеках, в учебных заведениях, где в мае прошлого года прошли презентации сборника. Трогательные, порой очень грустные истории рассказаны, в книге поставлена точка. Казалось бы, у истории нет продолжения… Главная цель достигнута - записать и зафиксировать, оставить для потомков воспоминания, ведь именно они не позволят впоследствии переписывать историю, только они могут рассказать, а как всё было на самом деле.

Один из таких рассказов о матери Валентины Тимофеевны Горловой. В период войны, когда началась бомбёжка, а два брата Валентины Тимофеевны были в круглосуточном детском саду Мурманска, в суете эвакуации мать потеряла своих детей. Лишь через несколько лет она их нашла. О том страшном времени, полном отчаяния, которое то и дело сменяла надежда, рассказывает Валентина Горлова в книге «Мадонна Великой Отечественной». С разрешения автора мы публикуем отрывок из этого сборника.

Любовь и разлука

«Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война - это величайшее варварство человека. Война - это кровь, смерть, злоба, ненависть. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Как же можно совместить понятия «война» и «женщина»? Миллионы женских судеб искорёжены войной, потерей близких, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет. Но не только смертями страшна война, она страшна и разлуками!

До начала войны мои родители жили в Мурманске. Старшие братья - Юра и Борис ходили в детский сад, а мама в то время работала в НКВД. Я родилась 26 марта 1941 года, незадолго до войны. Как только началась мобилизация, отца забрали на фронт. Папу я никогда не видела, потому что он погиб в самом начале войны. Мама осталась одна с тремя маленькими детьми. Она была военнообязанная и ежедневно работала по 15-18 часов, поэтому братьев в начале недели отводила в круглосуточный детский сад, а меня относила к няне и отдавала ей за это продуктовые карточки, потому что платить было нечем. Мама всегда рассказывала мне: «Я была уверена, что мальчики в садике покушают, а тебя бабушка и накормит, и присмотрит».

Мама рассказывала, как бомбили Мурманск почти с первых дней войны. В результате бомбардировок было уничтожено много построек, особенно пострадали деревянные дома. Мы тоже жили в деревянном доме по улице Водопроводной, 8, в который попала бомба, и он был разрушен до основания. В этот день многократно объявлялась тревога, несколько раз город подвергался бомбёжкам. Мама после работы прибежала за моими братьями и увидела вместо здания детского сада руины. Она металась по улицам, искала детей, в это время город опять начали бомбить, а она бегала от здания к зданию... Искала повсюду, надеялась, что дети в бомбоубежище. Рассказывала, как подбежит к дому - он рухнет прямо перед ней, передохнёт, дальше бежит… На следующий день мама узнала, что детей из детского сада срочно эвакуировали.

Дом разрушен, всё сгорело, детей потеряла… Мама была в жутком отчаянии. Что делать? Нужно ехать за детьми, но куда? Побежала в исполком, стала расспрашивать, но эвакуация проводилась в такой обстановке нервозности и спешки, что ей даже не могли назвать город, куда были отправлены дети. Из рассказов мамы я знаю, какое горе она пережила, в порыве отчаяния хотела ехать следом за своими мальчиками, но её отговорила моя няня, убедив, что мама и сама может погибнуть, и последнего ребёнка потерять.

Летом 1942 года в Мурманске стало страшно жить и работать, под ежедневными бомбёжками гибли взрослые и дети. Поскольку мама была военнообязанная, самостоятельно эвакуироваться не могла. Но, к счастью, руководство НКВД дало ей согласие на перевод в Мончегорский военный госпиталь, куда мама забрала и мою няню Прасковью Кирилловну Шлыкову, ставшую для неё в те страшные годы родным человеком.

Ни на один день она не забывала о моих братьях. Писала во многие детские дома, разыскивала. Не раз представляла себе: ночь, старый детский дом, а в кроватках её мальчики, наверное, им снится сон, что они любимы и послушны, что мамина любовь сильнее того расстояния, которое их разделяет. Мама не одна жила с таким горем во время войны. Все станции тогда были исписаны мольбами и просьбами обратиться по такому-то адресу в случае нахождения такого-то человека. Я представила себе эту ужасную картину, эти объявления, похожие на крики отчаяния, особенно тогда, когда речь шла о потерянных детях: «Умоляю! Разыскиваю детей - Бориса и Юру семи и пяти лет из разрушенного города… прошу сообщить…». Представляю себе колесящую по стране, мечущуюся по городам маму, разыскивающую родную каплю в человеческом океане. В этом мире нет ничего более мощного, чем вера. Мама верила и, пройдя все испытания, нашла моих братьев на Урале. Одного в 1946-м, другого в 1947 году. Но чего ей это стоило?

Хочу рассказать ещё об одном эпизоде военного времени, хоть и смутно, но кое-что из этого я помню, остальное мне рассказывала мама. Однажды в 1943 году, и без того ослабленная, я сильно заболела. Врач, который меня осмотрел, сказал: «За ребёнком нужен постоянный уход, иначе есть угроза его потерять». Мама просила начальника госпиталя дать несколько дней, отпустить её с работы, пока малышка поправится, но не отпустили… Как же так, думала она, двоих детей потеряла и этого не смогу сохранить?.. Никто и никогда не будет так бороться за жизнь своего больного ребёнка, как его мама. Что может быть страшнее для неё, чем крик беспомощного дитя? Три дня она не отходила от моей постели, а когда пришла на работу - её осудили и дали три месяца штрафных работ. Мама часто вспоминала этот случай, но ни о чём не сожалела, потому что спасла мне жизнь.

Моя мама - Ольга Павловна Евстигнеева была сильная, мужественная, но при этом нежная и добрая женщина. Не раз смерть заглядывала ей в глаза, но она боролась не ради себя, а ради своих детей».

Продолжение истории в наши дни

О тех страшных годах разлуки остались только воспоминания, опубликованные в книге. По крайней мере, так считала автор пересказанных воспоминаний Валентина Тимофеевна Горлова, пока в этот Новый год совершенно случайно не оказалась за одним столом с гостьей из Норвегии, которая родом из нашей Мурманской области и также родилась накануне войны. Ход беседы был определён. Валентина Тимофеевна рассказала Нине Фёдоровне Власовой историю своей матери. История настолько поразила собеседницу, что она будто потеряла дар речи. Как оказалось, эта история связана и с самой норвежской гостьей. Это её мама была одной из тех, кто вывозил детишек из этого детского сада в срочную эвакуацию. В качестве доказательства Нина Фёдоровна даже показала копию из трудовой книжки своей мамы, в которой была запись о том, что она, воспитатель детского сада, направлена на Урал для сопровождения эвакуированных детей.

Две незнакомые женщины вмиг стали родными, их объединило общее воспоминание, их судьбы переплела война. Память об этой встрече останется не только в сердцах её участниц, но и в мончегорском музее «Дети Великой Отечественной войны». В феврале гостья из Норвегии обещала вернуться с оригиналом трудовой книжки своей матери, которая станет одним из экспонатов музея, хранящего память о войне. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру