Рыба по-министерски

Будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег

Будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег

По состоянию на 30 декабря 2014 года, по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, общий вылов водных биоресурсов на Северном бассейне составил 568,7 тысячи тонн, что меньше показателя 2013 года на 34,6 тысячи тонн.

Трески добыто 433 тысячи тонн, что на 6 тысяч тонн больше уровня прошлого года. Вылов пикши составил 78,3 тысячи тонн, на 4,9 тысячи тонн ниже показателя 2013 года, мойвы - 25,7 тысячи тонн, что на 35 тысяч тонн меньше, чем в прошлом году. Причины недолова: национальные квоты пикши и мойвы на 10,4 тысячи тонн и 55 тысяч тонн соответственно меньше уровня прошлого года.

В то же время за январь-ноябрь прошлого года улучшились финансовые результаты в рыболовстве и рыбоводстве (на 5,5%) Мурманской области. Основная сумма прибыли региона получена предприятиями добывающей промышленности (39,5% в структуре прибыли), обрабатывающих производств (31,1%), рыболовства и рыбоводства (13,6%).

Позитивные последствия продовольственных антисанкций

В преддверии нового года в Росрыболовстве состоялся брифинг заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова с представителями ведущих средств массовой информации. Мероприятие было посвящено предварительным итогам деятельности Росрыболовства в 2014 году. На встрече обсуждались значимые события уходящего года и перспективы развития отрасли в новом году.

Руководитель Росрыболовства озвучил основные отраслевые показатели 2014 года. Объём общего вылова водных биоресурсов по состоянию на 22 декабря составил 3 млн 982,3 тысячи тонн. Он отметил, что, несмотря на незначительное отставание от уровня 2013 года - на 2,5%, в целом год был позитивным. «Российской рыбы будет достаточно, чтобы насытить внутренний рынок и часть её отправить на экспорт», - отметил Илья Шестаков.

Вместе с тем он подчеркнул, что освоение квот на добычу (вылов) водных биоресурсов в 2014 году выше, чем в 2013 и 2012 годах, когда освоение было на уровне 72,3%. В этом году этот показатель достиг 74,8%. «Это значит, что эффективность российских рыбопромышленников повышается», - пояснил Илья Шестаков.

Объёмы экспорта российской рыбы в 2014 году снизились более чем на 13%, импорт сократился на 4,6%.

По словам Ильи Шестакова, несмотря на то, что в нынешних экономических условиях (в частности, в условиях дешевеющего рубля), возможно, производители рыбной продукции предпочитают наращивать экспорт, однако необходимости вводить запрет на зарубежные поставки нет.

Он отметил позитивные последствия продовольственных антисанкций России для рыбной отрасли - наконец ритейлеры стали активнее работать с рыбаками. Для стимулирования переориентации отечественных рыбодобытчиков с экспортных поставок на внутренний рынок важно решить масштабную задачу - создать портовую инфраструктуру. В первую очередь стоит вопрос о повышении эффективности работы специализированных рыбных портов, где на перевалку рыбы приходится около 7% всего грузооборота.

Росрыболовство разработало проект субсидирования процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам, на эти цели планируется выделить около 400 млн рублей в 2015 году и примерно по 600 млн рублей в 2016-2017 годах. Сейчас разрабатываются альтернативные предложения, среди которых - компенсация капитальных затрат предпринимателям.

На встрече также были затронуты вопросы ветеринарного контроля, электронной ветсертификации, качества отечественной рыбы и её доступности.

«Таможенная амнистия» для «незаходных»

В декабре 2014 года в режиме видеоконференции состоялось и очередное заседание Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству. В ходе мероприятия обсуждались предложения Росрыболовства по модернизации «исторического принципа» закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

В связи с этим Росрыболовством разработан и вынесен на обсуждение отраслевому сообществу комплекс предложений по внесению изменений в отраслевую нормативную правовую базу.

Предлагается сохранить «исторический принцип» распределения долей квот и увеличить срок их закрепления исходя из принципа окупаемости строительства новых судов. Так, в рабочей версии поправок указан срок 25 лет. Для повышения эффективности освоения водных биоресурсов предлагается повысить порог освоения квот с 50% до 70% в течение двух лет подряд.

Освоение должно осуществляться пользователями в объёме не менее 70% на судах, находящихся в собственности или в финансовом лизинге. При этом предусмотрена возможность эксплуатации судов внутри одной группы лиц. Предполагается, что данная мера позволит решить проблему так называемых «квотных рантье».

Для обновления рыболовецкого флота и привлечения судов в российские порты планируется провести «таможенную амнистию» для «незаходных» судов, то есть освободить от налогообложения рыбопромысловые суда, построенные и отремонтированные за рубежом до 1 сентября 2018 года. Предполагается, что суда, не прошедшие процедуру таможенного оформления, будут лишены права на вылов.

Одна из самых обсуждаемых инициатив касается изменения законодательства, регулирующего прибрежное рыболовство. С учётом состоявшихся ранее обсуждений данное предложение находится на доработке в Росрыболовстве. Основная задача планируемых изменений - стимулирование увеличения объёма поставок рыбы на российский берег.

По итогам обсуждения члены Общественного совета положительно оценили увеличение периода закрепления долей квот, но вместе с тем рекомендовали совместно доработать проект поправок, особенно в части регулирования прибрежного рыболовства. «Наша задача - помочь Росрыболовству в доработке представленных инициатив и подготовить предложения, в которых будут учтены и интересы рыбаков, и задачи по развитию рыбохозяйственной отрасли в целом», - подытожил председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Родин.

В завершение встречи членами Общественного совета решено провести очередное заседание в марте 2015 года.

Законодательный кнут для рыбы

В конце прошлого года заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в интервью журналу «Рыбное хозяйство» отметил, что ведомство предлагает ограничить прибрежное рыболовство лишь техническими характеристиками судна, а также запретить перегрузку уловов водных биоресурсов для того, чтобы рыба доставлялась на берег.

- Тонких моментов в этом вопросе немало, и сейчас мы активно обсуждаем их с отраслевым сообществом, - сказал Илья Васильевич. - Не исключаем, что с учётом консультаций предлагаемый механизм будет скорректирован. Но в любом случае будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег.

Как отметил руководитель Федерального агентства по рыболовству, в законопроекте, как предполагается, будет прописано, при освоении каких видов водных биоресурсов должны использоваться рыбопромысловые участки для морского промысла и для пресноводных водоёмов. Всё остальное можно будет ловить вне участков в рамках правил рыболовства. «Дело в том, что давно стоит проблема, когда контролирующие органы ограничивают лов вне РПУ, но ведь не все виды можно ловить на РПУ - многие мигрируют из одной части водоёма в другую. Рассчитываем, что нововведения облегчат работу рыбаков», - отметил Илья Шестаков.

- А какие меры предлагаются для решения проблемы «незаходных» судов?

- Обсуждается вопрос об освобождении от налогообложения «незаходных» судов рыбопромыслового флота, построенных и отремонтированных за рубежом. После проведения налоговой амнистии, с 2019 года предлагается лишать прав на добычу рыбы на судах, не прошедших таможенную очистку. Эта мера должна положительно сказаться на развитии российских портов и судоремонтных заводов, даст дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Состояние рыбопромыслового флота - это вообще один из самых сложных вопросов. Большая часть судов физически изношена и морально устарела. Необходимо совместными усилиями различных ведомств и бизнеса возрождать отечественное судостроение.

- Рыбаки неоднократно отмечали, что им нередко проще везти улов в иностранные порты именно из-­за неразвитости профильной портовой инфраструктуры.

- Развитие инфраструктуры рыбных портов - одна из важнейших задач, нашим рыбакам должно быть удобно и выгодно обслуживаться в российских портах. К сожалению, сегодня зачастую собственники портов не развивают свои предприятия и пренебрегают перегрузкой рыбной продукции в угоду другим, более доходным грузам. Конечно, такое положение дел не соответствует государственным интересам и задачам, поставленным перед рыбохозяйственным комплексом. Нужно добиться увеличения объёмов перевалки рыбы в российских портах.

Если говорить об условиях отгрузок рыбы на внутренний рынок, то важной задачей здесь также является снижение административных барьеров, в том числе в области ветконтроля. По нашей информации, позитивные изменения в этом направлении уже происходят. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру