На заметку туристу: бесплатный сыр - только в мышеловке

После летних потрясений в туристической сфере, когда массово «посыпались» операторы, когда тысячи туристов оказались буквально заложниками в чужой стране - без денег, без забронированных номеров и билетов на Родину, среднестатистический россиянин стал с большой опаской относиться к любым туроператорам и агентствам. А вдруг и у них кризис, банкротство? Вдруг отпуск будет испорчен, а деньги потеряны? В высших эшелонах власти советовали отдыхать в пределах родной страны. И если летом таким советом, пусть и с большой натяжкой, но воспользоваться можно, то зимой хочется явно не российского климата.

Туристическая лихорадка

Скандал на туристическом рынке достиг пика летом этого года. С середины июля по сентябрь обанкротилось 16 туроператоров. За границей остались десятки тысяч туристов. Проблема была вынесена на уровень правительства Российской Федерации. Принимались экстренные меры: удалось вывезти 36,5 тыс. туристов, совершено 80 эвакуационных рейсов, на что ушли абсолютно все средства ассоциации «Турпомощь».

Причиной кризиса выездного туризма, по мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, который комментировал произошедшее на всех федеральных ресурсах, стал, в том числе, такой фактор, как непрозрачность рынка, который работал в условиях саморегулирования, завлекая туристов низкими ценами.

Среди пострадавших оказались и мурманчане. Наши корреспонденты нашли в социальной сети «ВКонтакте» северянку Светлану Бецман. На своей страничке она рассказывала о том, что не могла вернуться домой и была вынуждена заново платить за проживание». Журналисты пытались на месте выяснить подробности. Но в мурманском представительстве «Невы» на улице Челюскинцев отвечать на вопросы отказались. О том, что один из крупнейших туристических операторов - «Нева» - приостановил деятельность, сославшись на невозможность исполнять обязательства, стало известно из официального обращения на сайте компании. Претендующим на возмещение денежных средств предлагалось обращаться в Москву.

Что было дальше? Люди штурмовали офисы турфирм и записывали обращения к президенту. Худо-бедно, домой вернулись все. Дальше началась борьба за возвращение своих денег, для кого­то она завершилась удачей, для кого-то - нет. Так или иначе, скандал потихоньку затих. Но забывать о нем эксперты не советуют, предвещая новую волну кризиса.

Всему виной горящие путевки

О причинах туристической лихорадки рассказывают специалисты этой сферы - представители мурманских туристических агентств. Лариса Гарькавая отмечает: «То, что произошло, было прогнозируемо. Проблема назревала давно. На сегодняшний день на рынке много туроператоров, и возникла такая ситуация, что предложений было больше, чем потребителей. Эта ситуация породила горящие путевки. Но ведь каждый продукт имеет себестоимость - и его нельзя продавать меньше себестоимости». «Для того чтобы привлечь потребителя, мы, конечно, пользуемся разными методами: это и реклама, и понижение ценовой политики, - делится своим опытом Лариса Гарькавая. - Но никогда нельзя уходить ниже себестоимости, потому что каждый продукт имеет свою цену. И я подозреваю, это стало основной причиной того, что туроператоры обанкротились. Продавая продукт ниже себестоимости, они не смогли рассчитаться с авиакомпаниями, с гостиницами и так далее. Основная причина крушения - долги».

Крах спровоцировали банки и авиаперевозчики

«Кризисная ситуация в стране затронула все сферы, в том числе и туризм, - озвучила свой вариант туристического скандала представитель другой туристической компании Ксения Букшина. - Долги формировались еще и в связи с тем, что туроператоры берут банковские кредиты, потому что самостоятельно они не могут расплатиться с теми же отелями, потому что нужно выкупать сразу большие блоки мест. Банки, особенно западные, начали отказывать в кредитах. Долги росли, и туроператоры попытались не то, чтобы заработать на продукции, а выйти в ноль и даже в минус, вернуть хоть какие-то деньги. Мы видели недельные туры по 5 тысяч. А это даже не смешно. Так долго продолжаться не могло».

«Есть еще одна причина, - продолжает Артемий Букшин. - У нас в стране 2 главных авиаперевозчика: «Аэрофлот» и «Трансаэро». Они рассчитывают количество своих рейсов в зависимости от того, сколько им нужно заработать денег. И они ставят оператора перед фактом: у нас 3 рейса еженедельно в Таиланд - выкупайте блок мест. И операторам приходится выкупать, а то попадут в немилость к перевозчику. Оператор должен блоком взять, понимая, что туристов столько не будет. Вот и большие потери денег».

Инструкция для туриста

А вдруг кризис в туристической сфере повторится, а ты за границей в шикарном отеле, где еще вчера все было включено, а сегодня указывают на дверь? «Своих туристов мы не бросаем, - заверила Ксения Букшина. - Если турист оказывается в такой ситуации, связываемся по телефону, заказываем билеты, которые часто оплачивают родственники. По возвращению турист должен обратиться в страховую компанию. А на отдыхе важно оставаться на связи».

Стараться обезопасить себя нужно заранее. Артемий Букшин рекомендует: «Смотрите на цену. Вы должны понимать, что чудес не бывает. Не бывает тура за 3-4 тысячи без подвоха. Бесплатный сыр - только в мышеловке. Если цена очень низкая, то вполне возможно, что туроператор на грани банкротства».

«Некоторые туристы готовы идти на риск»

Все это не значит, что нужно покупать самый дорогой тур. «Давайте разберем ситуацию конкретно на мурманском рынке, - говорит Лариса Гарькавая. - У нас есть два основных оператора: Coral и Pegas. На сегодняшний день, если открыть предложения этих двух туроператоров, то есть одинаковые отели, которые продают они оба, но ценовая политика разная. Но мы же не скажем, что Coral на грани банкротства. А разрыв в цене большой».

«По поводу цен могу добавить, что есть операторы, которые специализируются на одном определенном направлении, а есть операторы, которые специализируются на другом направлении, но в этом тоже чуть-чуть работают, - рассказывает Ксения Букшина. - И здесь мы еще как-то можем пояснить разницу в ценах. Потому что у первого - долгосрочный контракт и скидки. Это понятный разрыв в цене. А бывает и такой, который мы не можем никак объяснить, и сомнения, конечно, есть. Мы всегда объясняем это туристам и предлагаем разные варианты. Бывает, что у клиентов ограниченное количество денег, и они сознательно идут на риск. Но сказать мы должны все, как есть».

Крым пока среди отстающих

Для тех, кто идти на риск не готов, за границу ехать не может - например, военнослужащие, которым выезд закрыт - появляется новое направление внутри страны - Крым. Спрос на Крым, говорят представители туристических агентств, большой. Только тут же поправляются: спрос - от слова спрашивать. Говорят: спрашивают, сравнивают цены и уходят.

«Мы продали очень мало туров в Крым, - говорит Ксения Букшина. - Цены в этом году по Крыму очень высокие. Интерес возникает до сравнения цен с Турцией и Египтом».

«Моя точка зрения состоит в том, что качество отдыха в Крыму очень отстает, - говорит Лариса Гарькавая. - Во-первых, у нас один только перелет до Крыма - дорогой. А если сложить перелет, проживание, питание… А с другой стороны взять Египет, Турцию, да даже Греция в этом году была доступна. Качество отдыха за рубежом пока что выше. Надеемся, что туризм в Крыму будет развиваться, что что-то возьмут из опыта иностранных гостиниц. Если какие-то параметры перенесут в Крым, то это направление имеет шансы. Но наш турист хочет отдыхать по принципу «все включено», не думать ни о чем. В Крыму такого нет».

«В Турции прислужить человеку - в порядке вещей, - дополняет Ксения Букшина. - А на нашем юге сервис не на таком уровне. Ментальность другая, отношение к работе другое, это многих туристов смущает». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру