Спасти фьорды Баренцева моря

Мурманские и норвежские экологические организации объединяются против сброса отходов в Баренцево море

Старая пословица справедливо гласит: «В чужом глазу соломинку видим, а в своем и бревна не замечаем». Её в полной мере можно отнести к некоторым официальным претензиям властей Норвегии к вопросам экологии на Кольском полуострове. Наши соседи недовольны деятельностью Кольской АЭС и комбината «Печенганикель».

Создаётся впечатление, что все вредные вещества воздушными потоками переносятся на кристально чистую территорию Королевства из российской глубинки. А как же дело обстоит на самом деле?

В Норвегии гадят, как в Папуа Новой Гвинее

В этом году Кольский экологический центр норвежского отделения «Друзей Земли» выдвинул совместную стратегию противостояния практике выброса отходов горнодобывающего производства в море. Российские и норвежские экологические организации объединились в борьбе против сброса горно-обогатительных хвостов предприятий страны фьордов в Баренцево море. Оказывается, норвежской медедобывающей компании «Nussir» выдали разрешение на сброс хвостовых остатков от обогащения руды в определённом участке акватории Реппарфьорда, где те будут накапливаться на дне.

«Нам очень странно, что в Норвегии добывающая компания будет выбрасывать отходы в море», - говорит Елена Кругликова из Кольского экологического центра. Она живёт в Апатитах, городе, который известен, в частности, как научно-исследовательский центр в области геологии и горной добычи. «У нас в стране много добывающих предприятий, но отходы в море у нас не выбрасывают. Они складируются на суше. Может быть, когда-нибудь в них найдут что-то ценное», ­ говорит Елена Кругликова.

Члены её организации призывают норвежских горнодобытчиков и ту же компанию «Nussir» совершить поездку по Кольскому полуострову и ознакомиться с тем, как российские добывающие предприятия обращаются с хвостами и пустой породой.

Встретившись с норвежскими коллегами из общества охраны природы «Naturvernforbundet» (отделение «Друзей Земли»), российские экологи приняли решение примкнуть к существующему в Норвегии протестному движению, добивающемуся запрета на сваливание отходов процесса добычи и обогащения руд в Баренцево море.

Специалисты норвежской компании «Nussir» утверждают, что они применят технологию, по которой хвосты смешиваются с морской водой ещё до того, как попадут в район сброса. В результате отходы будут опускаться на дно, не образуя взвеси в водной толще, что ограничит рассеивание мелких частиц, а также расползание самого донного отвала. Кроме рудника «Nussir» в Реппарфьорде на западе Финнмарка на восточном побережье Баренцева моря работает железорудная компания «Sуdvaranger», которая давно уже ссыпает хвосты в Бёкфьорд. А это совсем рядом с Мурманской областью.

Удивительно и то, что и Бёкфьорд, и Реппарфьорд входят в число сёмужьих фьордов Норвегии, которые, по мнению Министерства окружающей среды Королевства, должны иметь особый охранный статус из-за своего значения для дикой сёмги.

Активисты «Naturvernforbundet» и наши экологи выражают протест против любой практики сваливания отходов горнодобывающих производств в море, указывая на тот факт, что во всём мире подобное допускается только в трёх странах: Турции, Индонезии и Папуа Новой Гвинее.

Члены Норвежской либеральной партии удивляются

Представители Норвежской либеральной партии летом этого года посетили производство компании «Sуdvaranger» - железорудный рудник в Бьорневатне, чтобы ознакомиться с технологией захоронения отходов горнодобывающей промышленности на дне Баренцева моря. «Это хорошо для политиков - увидеть своими глазами то, что делается на побережье моря», - отмечает сотрудник пресс-службы партии Кристиан Колсто.

Либеральная партия заявляет о своей оппозиции практике захоронения отходов добычи горной промышленности на дне норвежских фьордов. Члены комиссии отметили, что Норвегия - одно из немногих государств в мире, которые всё ещё разрешают захоронение горных отходов в водах фьордов. «Прежнее правительство позволило такую практику, а нынешнее - не отменило эти решения, - отмечает Ола Элвестуен, депутат парламента и председатель комитета по энергетике и окружающей среде. - Тот факт, что у нас есть природные богатства, не означает, что мы должны иметь возможность хранить отходы самым дешевым из всех возможных способов, по старинке, сливая в море». Ола Элвестуен считает, что их следует хранить на земле, там они не будут наносить вред морской экосистеме и популяциям лосося в Бекфьорде и Реппарфьорде. «Парадоксально, что то, что мы делаем здесь, строго запрещено в России, а то, что делается с воздушными выбросами в соседней стране, строго запрещено в Норвегии. Вместо того, чтобы учиться друг у друга современным способам очистки промышленных отходов, мы продолжаем сливать их во фьорды».

Ученики Первой Баренцевой летней школы ищут выход

В июне 2014 года на занятия Первой Баренцевой летней школы в Киркенесе собрались кандидаты технических наук, студенты, в том числе из Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Некоторые из них представляли саамское население. Недельный курс занятий затрагивал серьёзные вопросы здоровья человека в приграничном Баренцевом регионе.

Как прозвучало во время дебатов, одним из основных факторов в их решении является снижение уровня загрязнений от никелевых заводов, которые находятся в Никеле и Заполярном Мурманской области. Много было критики и при обсуждении вопроса захоронений отходов во фьордах Баренцева моря. Так, вредные вещества могут распространяться в морских водах, негативно влияя на фауну и экологию морских глубин. При этом участники Первой Баренцевой летней школы удивлялись, что альтернатива такому варварскому захоронению есть, её применяют в России. «Если мы можем доставить человека на Луну, то мы сможем решить проблему хвостовых отвалов, которые существуют. Для этого просто требуется провести надлежащие исследования и их тестирование», - считает Эверт Нибур.

«Бунт в Каутокейно»

Озабоченность экологов объяснима: отходы предприятия «Sуdvaranger» могут не лучшим образом сказаться на рыбе и морских организмах. Особенно во фьорде неподалеку от Киркенеса, который считается национальным сёмужьим фьордом.

Тому подтверждением стало недовольство группы саамов, проживающих на самом берегу фьорда, которые не согласны с разработкой медных руд в окрестностях. Коренные жители этого района промышляют оленеводством и рыбалкой. Они уверены, что строительство рудника кроме создания 150 рабочих мест приведёт к выбросам отходов в воды фьорда, что обязательно скажется на традиционных промыслах.

В январе 2014 года состоялся митинг, на котором выступали представители всех заинтересованных групп населения: саамы, сообщество охотников и рыболовов, экологи, представители левых радикалов. Смысл всех мнений сводился к одному: местному населению рудник не нужен.

Норвежские и российские экологи объединили усилия

В настоящее время в норвежском правительстве рассматривается несколько заявок от промышленников с просьбой разрешить сбрасывать отходы горной промышленности в богатые рыбой фьорды. Мурманские и норвежские экологические организации объединяются против таких фактов сброса отходов в Баренцево море.

В Норвегии на ряде предприятий после добычи руды и выработки из неё большей части полезных веществ пустую породу просто сваливают в воду. Так происходит на промышленных площадках компании «Sуdvaranger» недалеко от Киркенеса или медедобывающей компании «Nussir», которая сбрасывает остатки в акваторию Реппарфьорда. Проблема Северного Королевства ещё и в том, что в отличие от менее развитых стран, фьорды у наших соседей совсем неглубокие и богатые сёмгой. Поэтому такие сбросы наносят колоссальный вред экосистеме побережья северных морей.

«То, что делается в Норвегии, безусловно, дикая вещь. Тем более, для развитой страны, - отмечает Виталий Серветник, менеджер проекта МООО «Кольский экологический центр». - Когда они сбрасывают отходы, то каменная взвесь покрывает дно фьордов, уничтожая там всё живое. Всё, что там существовало, жило - всё погибает под этим слоем, грубо говоря, хоронится. Это влияет и на биохимический состав вод фьорда. А дальше всё идёт по биологической цепочке «рыба - птицы, рыба - люди».

Для предприятий в Заполярье проблема утилизации отходов горной промышленности тоже существует, но вреда экосистеме Баренцева моря российские компании не наносят. Пустую породу складывают в открытые хвостохранилища, надеясь со временем извлечь из них больше полезных веществ. Норвежское общество охраны природы и Кольский экологический центр вместе борются, чтобы новые заявки от скандинавских промышленников не были одобрены правительством Норвегии. К ним присоединяются и рыбопромышленники, которые занимаются аквакультурой, потому что вред от загрязнения водоёмов наносит удар по всей экосистеме в целом.

В настоящее время норвежскими чиновниками рассматриваются заявки на пять новых площадок, где горняки просят разрешить сброс отходов во фьорды.

«Когда мы обсуждали проблемы, то пришли к выводу, что самым лучшим вариантом для той и другой стороны было бы, конечно, складировать эти отходы обратно в карьеры, шахты, откуда они извлекались, - поясняет Виталий Серветник, менеджер проекта МООО «Кольский экологический центр». - Естественно, добывая из них всевозможные полезные вещества, например, материалы для строительства».

Конечно, по себестоимости такая технология гораздо дороже, средства горнякам нужно находить уже сегодня. А вред от их действий - это дело завтрашнего дня. Смогут ли экологи одолеть чиновников - пока вопрос. Впрочем, свои шансы они оценивают как неплохие. В соседней Норвегии к ним всё же прислушиваются. К примеру, «зелёным» удалось добиться введения моратория на разработку месторождения у Лофотенских островов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру