Что такое краудсорсинг и с чем его едят?

О том, как писать законы, конституции, зарабатывать и делать себе имя, нашей редакции рассказал преподаватель Высшей школы экономики Константин Гаранин

О том, как писать законы, конституции, зарабатывать и делать себе имя, нашей редакции рассказал преподаватель Высшей школы экономики Константин Гаранин

О том, как писать законы, конституции, зарабатывать и делать себе имя, нашей редакции рассказал преподаватель Высшей школы экономики Константин Гаранин.

Известный российский специалист приехал в Мурманск читать лекцию для молодых бизнесменов и желающих открыть своё дело. Мастер-класс рассчитан на участников проекта «Ты - предприниматель». Эта региональная программа является частью федерального проекта и реализуется при поддержке комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области и направлена на поиск и обучение талантливой, целеустремлённой молодёжи.

- Константин, вы приехали в Мурманск с лекцией для начинающих предпринимателей. Часть мастер-класса касается краудсорсинга. Давайте сначала определимся с самим понятием, что такое краудсорсинг. Это вовлечение круга людей в решение конкретной задачи?

- Да, это вовлечение неопределённого круга лиц в решение конкретных задач, которые компания, предприятие, учреждение хочет передать людям, обществу, специалистам, с которыми она не знакома. В этом принципиальное отличие от аутсорсинга.

- Насколько это направление в России развивается? Мне кажется, на мировом рынке оно более востребовано.

- На мировом рынке краудсорсинг действительно развивается активнее. И вовлечение аудитории происходит более масштабно. В России это направление тоже развивается, появляется больше проектов, но пока у краудсорсинга в нашей стране всё ещё впереди. У нас есть краудсорсинг социальный, например, когда люди в 2010 году создавали карты пожаров. Сейчас московское правительство делает краудсорсинговую площадку для решения городских проблем ­ это улицы, парки, развитие города. Был проект в Зеленограде по развитию города. Есть проекты, связанные с маркетинговыми задачами, когда люди могут зарабатывать. Постепенно краудсорсинг, как инструмент, становится более востребованным, в том числе у крупных корпораций.

- А будет ли считаться краудсорсингом такой пример: в Мурманске проводили акцию, собирали предложения народа по формированию бюджета, спрашивали, какие направления развития города наиболее актуальные?

- Есть такое понятие, как народный бюджет. И в разных странах этот подход применяется. Здорово, что в Мурманске применили такой подход к формированию бюджета. Но краудсорсинг - это не просто вопрос, а решение конкретных задач, передача конкретных функций кругу людей. Если это бюджет, то мы выявляем мнения, отбираем решения и доводим до акций и активностей - это краудсорсинг.

- Мы стоим на пороге выборов. Можно ли краудсорсинг использовать в предвыборных кампаниях?

- Конечно. Надо сказать, что краудсорсинг используется в широком спектре задач, в том числе и в политике. Есть примеры, когда на основе краудсорсинга создавалась конституция страны. В России пробовали создавать закон о полиции, не всё хорошо прошло, но такая практика была. Краудсорсинг ­ это принцип, это инструмент, это как молоток, которому всё равно, какие гвозди забивать - большие или маленькие, золотые или серебряные. Это диалог с гражданами. В городе, безусловно, в задачах, связанных с развитием, с урбанистикой, нужно использовать краудсорсинг. Та же политика, выборы ­ краудсорсинг уникальный инструмент. Чем хорош краудсорсинг для власти? Он может помочь перейти от возмущения, от обычной болтовни на тему «нам не нравится» к созидательным делам. И если аккуратно работать, то можно и брендинг города разработать с помощью этого принципа.

- А есть какая-то региональная специфика? Как мы можем применять краудсорсинг в Мурманске?

- Я не настолько погружён в специфику Мурманска, но не считаю, что есть узкая региональная особенность.

- А есть опасность обмана? Допустим, автор принимает участие в краудсорсинговом проекте, а в итоге не получает обещанного вознаграждения, известности, подписи под статьёй в книге…

- Мы сделали более 500 проектов, фактов обмана авторов у нас не было. Когда компания ставит задачу и говорит публично об условиях, она должна их соблюдать. Гораздо чаще фрилансеров обманывают, если это не краудсорсинг, - если нет публичного заявления. Краудсорсинг - это обязательно публичность. В краудсорсинге много мотиваций - вы можете получить деньги или славу. Это самореализация, особенно для тех, кто живёт удалённо от столицы. Например, люди, которые живут в городах, удалённых от ресурсов, имеют мало возможностей к самореализации. Если вы рекламист в Уфе, вам тяжело поработать с крупной корпорацией, если это не краудсорсинговый проект. А стать заметным с краудсорсингом легко. Для меня краудсорсинг ­ это инструмент для развития прежде всего. Это инструмент возможностей.

- То есть, краудсорсинг направлен на поиск талантливых людей, где бы они ни жили?

- Краудсорсинг направлен и на поиск, и, главное, на передачу им возможностей. Краудсорсинг - конкретный проект. Человек, поучаствовавший в нём, может создать портфолио, может получить известность. Были случаи, когда участников наших проектов приглашали потом на международные кинофестивали, приглашали их к сотрудничеству в других странах.

- Если говорить о сегодняшней экономике, о бизнесе, то у всех на слуху ввод экономических санкций. Как вы оцениваете ситуацию? Куда теперь бизнесу идти?

- Санкции - это наша беда, всего общества, не только российского. Но во всём плохом есть что-то хорошее. Если говорить о плюсах, то они есть. Сейчас будет больше поддержки оказываться российской продукции, и, безусловно, эту возможность надо ловить. Нужно активнее участвовать в разработке новых продуктов, в их запуске, продвижении, участвовать в федеральных целевых программах, региональных проектах. Это хороший шанс для российских товаропроизводителей. Те продукты, которые не были популярны, могут стать востребованными. Но товарозамещение абы чем провести невозможно, нужно держать марку. Если говорить о прогнозе экономической и политической ситуации, то я считаю, что мир придёт в равновесие. Холодной войны и тотальной политики изоляции не будет, крупные корпорации вернутся. А пока нужно ловить момент и способствовать тому, чтобы наши российские товары заняли свою нишу.

- Недавно комиссия по господдержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области рассматривала бизнес-проекты будущих предпринимателей. И, как ни удивительно для северного региона, среди них были сельхозпроекты. Сейчас такой тренд идёт по всей России?

- Такой тренд будет. С сельским хозяйством у нас всё не так просто. Фермеру не так легко жить. При этом, я думаю, в ближайшее время этому направлению будет уделено больше внимания, потому что продовольственная безопасность нашей страны оказалась под угрозой. Сельское хозяйство ­ это то направление, куда нужно идти. Безусловно, хорошо, если это крупные проекты. Но сейчас очень хорошие возможности для малого бизнеса и для микробизнеса ­ для выпуска малосерийной сельхозпродукции, микропродукции. Это малые производства на малых площадях. Я считаю, что эти направления должны поддерживаться на региональном уровне, региональными властями. Нужно, чтобы на своём рынке росли малые производства, а не только агрохолдинги.

- Когда мы с вами встретились, я обратила внимание на то, что вы всё время фотографируете. В одном из интервью я читала, что вы всегда ведёте наблюдение и цепляетесь за любые мелочи, считаете, что развитие ­ это наблюдение. Что вы заметили в Мурманске? Какие выводы сделали?

- Я, когда приезжаю в город, стараюсь фотографировать всё подряд. И уже потом замечаю то, что сразу не увидел. Если говорить о Мурманске, то, даже живя в Москве, я заметил проект по брендированию города. Не скажу, что за короткий визит я понял город, чтобы по-настоящему его узнать, здесь нужно жить, ходить ногами по улицам, разговаривать. Скажу только то, что в городе появились яркие точки, которые соответствуют европейскому образу жизни. Появилось больше цвета, может, недостаточно, потому что в Мурманске много серого. Город должен быть цветным, чтобы появлялось настроение. Стало появляться локальное освещение, это важно для города. Вообще, новые объекты, яркие моменты, разнообразие в городе будут способствовать снижению миграции, потому что люди хотят жить в весёлом, позитивном городе. Мне кажется, это начинается через коммерческие проекты. Не так много я здесь пробыл, но заметил, что власти занимаются парками и скверами, ­ это тоже, безусловно, хорошо. Это может дать толчок общению с горожанами: «Что мы ещё можем сделать, как ещё преобразить наш город?» И к появлению тех же самых краудсорсинговых проектов.

Наша справка:

Константин Гаранин - основатель крупнейшей российской краудсорсинговой платформы «CITYCELEBRITY», преподаватель Высшей школы экономики, эксперт в области коммуникативных стратегий, маркетинга территорий и product development, один из ведущих российских специалистов по краудсорсингу.

С 1993-го по 2003 год работал в средних и крупных российских агентствах («Paradigma group», «Art Com WPF», «Media Arts Group») в качестве копирайтера, креативного директора, коммуникативного стратега. С 2003-го по 2009 год собственный бизнес ­ агентство креативных стратегий и коммуникаций «Рекламафия». Клиенты: «Газпром­Нефть», «НТВ Плюс», «Русская медиагруппа», «Schering AG» и многие другие. С 2010 года владелец крупнейшей российской краудсорсинговой платформы «CITYCELEBRITY» и агентства средового маркетинга «MyBRANDBRAND.com». Клиенты: «Почта России», «Bayer AG», «МТС», «Hino» («Toyota group»), «Wacom» и другие. Автор нескольких сотен коммуникативных стратегий, десятков профессиональных статей, лекций и мастер­классов по коммуникативному маркетингу. С 2004­го по 2013 год преподавал и читал лекции в Международном институте рекламы, Высшей школе рекламы, ИГУЭП РГГУ, МГИМО, Бизнес-школе «SRC-Master». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру