Зона недосягаемости

Минэкономразвития РФ собирается переформатировать ОЭЗ ПТ Мурманской области

Минэкономразвития РФ собирается переформатировать ОЭЗ ПТ Мурманской области

18 августа Минэкономразвития РФ предложило досрочно прекратить существование двух особых экономических зон (ОЭЗ): портового типа (ПТ) - на территории Мурманской области и туристско-рекреационного типа (ТРТ) - на территории острова Русский. В соответствии с законом об ОЭЗ досрочно прекратить существование особой экономической зоны возможно в случае, если в течение трёх лет с даты создания не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ.

МЭР в Москве, ему видней

Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны портового типа на территории Мурманской области», за прошедшее с момента образования данной ОЭЗ время была разработана концепция создания и развития зоны, проект планировки территории ОЭЗ ПТ, включая план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ ПТ и прилегающей к ней территории (первый этап), а также велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. На указанные работы из средств регионального бюджета израсходовано 56,05 млн рублей.

При этом интерес к реализации проектов частными инвесторами проявлен не был, резиденты в ОЭЗ ТРТ не зарегистрированы, считают в Минэкономразвития РФ.

Указанные две площадки Минэкономразвития предлагает развивать в ином формате, вне института ОЭЗ, с использованием механизмов частно-государственного партнёрства. Имеющиеся материалы и проекты будут переданы региональным администрациям для подготовки концепции развития и планирования указанных территорий.

Напомним, ОЭЗ в Мурманской области создавалась с целью стабилизации текущего социально-экономического положения и дальнейшего развития региона, реализации национальных интересов РФ в Арктике. Кроме того, её создание было вызвано необходимостью освоения минеральных и водных биологических ресурсов Арктического шельфа, модернизации транспортной системы РФ с равноправной интеграцией в международные транспортные коридоры, развития Северного морского пути.

Обоснованные надежды

Напомним, в октябре 2010 года правительством РФ было принято постановление о создании на территории Мурманской области особой экономической зоны портового типа.

Особая экономическая зона портового типа на территории Мурманской области создаётся в целях развития Мурманского транспортного узла, сообщалось в важном для нашего региона решении, при этом было отмечено, что морской порт Мурманска обладает рядом конкурентных преимуществ: расположение в зоне действующих международных транспортных коридоров; прямая доступность транспортного узла к европейскому и американскому рынкам; незамерзающая акватория и круглогодичная навигация; расположение в зоне активной международной добычи рыбы и других морских биоресурсов.

К тому времени руководством Мурманской области уже были заключены договоры о намерениях с рядом потенциальных инвесторов-резидентов ПОЭЗ, проекты которых предусматривали перевалку грузов (насыпных, наливных и контейнерных), переработку морепродуктов, судоремонт и судостроение, транспортно-логистические услуги.

Планировалось, что строительство внешней инфраструктуры ОЭЗ будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010­2015 годы)», утверждённой постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848. Объекты внутренней инфраструктуры зоны (включая таможенную инфраструктуру) планировалось создавать за счёт частных инвестиций.

Разработчики проекта ОЭЗ ПТ надеялись, что его реализация позволит: увеличить долю транспортных услуг в валовом региональном продукте; создать условия для развития транзитных грузопотоков; обеспечить активное освоение существующих международных транспортных коридоров между Россией, Северной Америкой, Евросоюзом и Юго-Восточной Азией; создать новые рабочие места; сформировать условия, необходимые для сохранения приоритетных позиций РФ при освоении ресурсной базы углеводородов и другого стратегического сырья на континентальном шельфе и в прибрежной зоне Российской Арктики, включая создание штаб-квартир организаций и предприятий по разведке, добыче и эксплуатации морских месторождений.

Радостные перспективы

Дмитрий Дмитриенко, губернатор Мурманской области в то время, принципиальным и знаковым событием назвал подписание в Москве соглашения о создании на территории нашего региона особой экономической зоны портового типа. Благодаря ОЭЗ ПТ к 2025 году грузооборот Мурманского морского порта должен достигнуть более чем 100 миллионов тонн, высказывались надежды осенью 2010 года. Для этого на территории зоны предусматривалось строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приёму и перевалке насыпных и наливных грузов. Здесь же планировалась сборка буровых установок, необходимых для успешного освоения шельфовых углеводородных месторождений. Дополнительный стимул для развития должна была получить и рыбная отрасль.

По сообщению регионального Минэкономразвития, к тому времени ряд инвесторов уже подтвердил своё участие в проектах на территории ОЭЗ. В частности, ЗАО «Синтез Петролеум» - в создании комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов; ООО «Морской торговый порт «Лавна» - в строительстве специализированного терминала по перевалке угля; ООО РПК «Гольфстрим» - в реконструкции портового терминала по обработке рыбодобывающих судов, разделке и хранению рыбопродукции; ООО «СУПРИМЕКС отечественные морепродукты» - комплексном развитии собственной инфраструктуры.

Специалисты регионального Минэкономразвития считали, что формирование ОЭЗ ПТ ускорит организацию Мурманского транспортного узла в целом, так как изъявили готовность инвестировать средства в его развитие такие крупные предприятия, как «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз».

Уже в 2010 году отмечалось, что Мурманская ОЭЗ ПТ в основном и будет создаваться за счёт частных инвестиций. В рамках её развития, по прогнозам, в целом в экономику Мурманской области планировалось инвестировать около 150 миллиардов рублей, не считая значительных средств федерального бюджета в объекты федеральной собственности.

Штокман потянул за собой «на дно» и ОЭЗ ПТ

Институт особых экономических зон всё больше разочаровывает российских чиновников. Неудача проекта ОЭЗ ПТ в Мурманске во многом объяснима отсутствием продвижения в освоении Штокмановского месторождения - предполагалось, что связанный с освоением арктических залежей газа подъём грузооборота и рост экономической активности сделают оправданным учреждение в Мурманске особой таможенной зоны, ожидалась и интенсификация международных перевозок по Северному морскому пути.

Ведомство Алексея Улюкаева объясняет свою инициативу тем, что частные инвесторы не проявили интереса к этим зонам. За время их существования в них не было зарегистрировано ни одного резидента. Эксперты не исключают, что подобная участь ждёт и другие ОЭЗ. Как показывает практика, рентабельность особых экономических зон в нашей стране не окупает вложенные в них инвестиции.

За последние 9 лет в России было создано 28 особых экономических зон. Шесть - это индустриальные парки, 14 - туристские, три - портовые и пять - технопарки, которые объединяют научно-исследовательские институты, промышленные объекты и деловые центры.

ОЭЗ, безусловно, упростили жизнь бизнесу в тех анклавах, где они расположены, например, за счёт налоговых льгот. Преференции были призваны увеличить приток иностранного капитала. Тем не менее ожидаемого эффекта регионы не ощутили. По словам экспертов, результативность таких зон оказалась сомнительной.

Более того, государственные и частные инвестиции в ОЭЗ вне зависимости от своего размера зачастую не оправдывали себя.

В ОЭЗ портового типа в Мурманской области было вложено всего лишь чуть больше 56 млн рублей. Эти деньги были потрачены на разработку её концепции, плана обустройства и материально-технического оснащения, а также оформление земельно-имущественных отношений. Это являлось первым шагом по реализации создания ОЭЗ. Даже предварительный этап показал, что в этом регионе такой механизм не будет пользоваться успехом.

Судя по всему, оценив расходы и спрогнозировав возможную прибыль, особенно в условиях экономических санкций со стороны Запада, Минэкономразвития пришло к выводу, что дешевле будет закрыть эти ОЭЗ, не дожидаясь сроков их завершения. Обоснование тому - в большинстве своём частные инвесторы не проявили интерес к реализации этих проектов, кроме того, в ОЭЗ не было зарегистрировано ни одного резидента.

Эксперты уверены, что государство в ближайшее время пересмотрит своё отношение и к другим ОЭЗ. На данный момент проявление интереса к этому бизнесу, скорее, можно ожидать со стороны предпринимателей Азиатско-Тихоокеанского региона. Западные бизнесмены не будут рисковать приходить на российский рынок, даже несмотря на предлагаемые налоговые льготы.

Формальная процедура вселяет опять надежду

Комментируя проект постановления Минэкономразвития о досрочном прекращении существования портовой особой экономической зоны в Заполярье в связи с отсутствием резидентов у этих зон, Ольга Кузнецова, председатель регионального комитета развития промышленности и предпринимательства, отметила, что Мурманскую ОЭЗ ПТ ожидает формальная процедура принятия постановления о продлении сроков действия соглашения.

«Сейчас в Министерстве экономического развития РФ идёт работа по актуализации деятельности особых экономических зон. Те особые экономические зоны, у которых срок действия соглашения превысил три года, должны пройти формальную процедуру принятия постановления либо о закрытии, либо о продлении срока действия соглашения», - пояснила она.

Она рассказала, что проект Минэкономразвития изначально был направлен в регион, откуда был дан ответ с комментариями и замечаниями, «далее будет проходить согласительное совещание в Минэкономразвития РФ, по результатам которого Минэкономразвития будет рекомендовать правительству продлить срок соглашения по портовой зоне в Мурманске».

Концепция ПОЭЗ была пересмотрена и акцентирована на рыбоперерабатывающие предприятия, объяснила Ольга Кузнецова. «В этом году губернатор (Марина Ковтун. - Ред.) подписала семь соглашений с потенциальными резидентами на участке «Три Ручья» на сумму инвестиционных проектов 1,1 млрд рублей, в совокупности эти проекты создадут 380 рабочих мест».

«Именно ориентация на рыбопереработку позволит нам решать вопросы импортозамещения, так как среди проектов есть строительство рыбокормового завода, реконструкция рыбоперерабатывающих фабрик», - отметила Ольга Кузнецова, добавив, что также было подписано соглашение с ОАО «НК «Роснефть» - потенциальным резидентом и участником развития ПОЭЗ.

В список потенциальных резидентов Мурманской ПОЭЗ вошли: ООО «НПК «Марикультура-Мурманск», ООО «Паллада», ООО «РПК «Гольфстрим», ООО «Рыбные мануфактуры Мурманск», ООО «Три Ручья», ООО «Айс-Норд», ООО «Аваком». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру